50. Свободные экономические зоны.
Одним из средств региональной политики является установление государством особых правовых, организационных, экономических режимов на отдельных территориях – создание так называемых свободных экономических зон. Современная история зон свободного предпринимательства началась в конце 1950-х гг., когда правительство Ирландии объявило о создании в международном аэропорту Шэннон, расположенном на западе острова, зоны свободной торговли, в которой иностранным бизнесменам разрешалось строить предприятия. Особенно много СЭЗ возникло в 1970-е гг. как в развитых, так и в развивающихся странах. Вначале 1980-х гг. СЭЗ появились и в бывших социалистических странах Восточной Европы. Преимущественно это были зоны свободной торговли, главной целью создания которых стало стимулирование экспорта товаров и услуг и развитие транзитной торговли. В 1980 гг. в Китае было принято решение по созданию четырех специальных экономических зон на юго-востоке страны; а позднее такой зоной был объявлен остров Хайнань. В настоящее время общее количество СЭЗ в мире составляет, по разным оценкам, от нескольких сот до двух тысяч. Через них проходит 1/10 мирового торгового оборота, в них работает более 3 млн человек. СЭЗ стран мира имеют различные названия и выполняют похожие, но все-таки разные функции. Первым этапом становления СЭЗ в России можно считать конец 1980-х гг., когда в рамках активизации внешнеэкономической политики через создание совместных предприятий появились формально допустимые возможности создания зон свободного предпринимательства. Однако тогда ни один зональный проект так и не был реализован. Второй пик популярности пришелся на начало 1990-х гг. Так, летом 1990 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации зонами свободного предпринимательства были объявлены территории городов Ленинграда и Выборга, Приморского края, Калининградской, Сахалинской и Читинской областей, а спустя два месяца – территории Алтайского края, Кемеровской и Новгородской областей, города Зеленограда и Еврейской автономной области. В ноябре 1990 г. российское правительство приняло постановление, предусматривающее создание первой СЭЗ в административных границах города Находки и Партизанского района Приморского края (СЭЗ «Находка). В июне-ноябре 1991 г. подобные постановления были приняты по зоне свободного предпринимательства города Ленинграда, СЭЗ «Сахалин», СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ «Даурия» в Читинской области, СЭЗ «Технополис Зеленоград». Цели создания СЭЗ в этот период носили расплывчатый характер и включали развитие территории, привлечение иностранного капитала, рыночные нововведения. Отбор данных территорий проходил стихийно, а размеры зон колебались от небольших участков до территорий крупных областей. Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечения иностранных технологий. Однако, несмотря на различия этих целей, есть и некоторая общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели. Экономические: • более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства; • привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства; • использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции; • увеличение валютных поступлений в бюджет страны. Социальные: • комплексное развитие отсталых регионов; • увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения; • обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров; • насыщение национального рынка высококачественными товарами. Научно-технические: • использование новейших зарубежных и отечественных технологий; • приобщение к новым формам управленческого труда; • привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров; • повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов. В соответствии с поставленными целями определяются конфигурация специальной зоны, система льгот и стимулов, которая необходима для реализации поставленных целей. Классификация: Можно объединить СЭЗ в четыре группы по следующим критериям: • по характеру деятельности или функциональному предназначению (свободные зоны, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, офшорные зоны); • по степени интегрированности в мировую и национальную экономику (выделяют два типа СЭЗ: зоны, ориентированные на внешний рынок (анклавы, исключенные из таможенной территории государства), и зоны, интегрированные в национальную экономику); • по отраслевому признаку; • по характеру собственности (государственные, частные и смешанные). Анализ опыта функционирования СЭЗ показывает, что в своем развитии зоны, как правило, проходят четыре стадии: • стадия создания, когда формируется инфраструктура, идет активный процесс притока иностранного капитала; • стадия развития, в которой наблюдается замедление притока иностранного капитала при быстром одновременном росте экспорта; • стадия зрелости: прекращение роста иностранных инвестиций вследствие заполнения свободных рыночных ниш, вытеснение мелких фирм более крупными с передовой технологией, расширение связей с внезональным пространством; • стадия упадка: сокращение иностранных инвестиций в результате сближения режима хозяйственной деятельности в зонах и вне их, а также истечения срока налоговых льгот, расширение участия в зонах национального капитала. В течение жизненного цикла зоны, составляющего порядка 20-30 лет, она должна решить поставленные перед ней задачи, после чего особый режим хозяйствования зоны отменяется, зона по уровню ее экономического развития фактически сливается с развитым на ее основе внезональным пространством.
- Региональная экономика: объект, предмет и место в системе наук.
- 2.Теория сельскохозяйственного штандорта й.Тюнена
- 3.Рациональный штандорт промышленного предприятия в. Лаунхардта.
- 4.Теория промышленного штандорта а. Вебера.
- 5.Теория центральных мест в.Кристаллера.
- 6. Учение о пространственной организации хозяйства а.Леша.
- 7.Теории региональной специализации и межрегиональной торговли а.Смита, д.Рикардо, Хекшера и Олина.
- 8.Теория полюсов роста ф.Перру.
- 9.Отечественная школа региональных исследований.
- 10.Кластеры в региональном развитии.
- 11.Современные теории региональной экономики.
- 12.Понятие, принципы и цели экономического районирования.
- 13. Сетка экономических районов России и проблемы её совершенствования.
- 14.Административно – территориальное деление и тенденции его изменения.
- 15. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, федеральные округа: принципы и цели создания.
- 16. Регион как объект хозяйствования: структура, специализация, комплексность и пропорциональность хозяйственного развития.
- 17. Сущность, цели, критерии и показатели социально-экономического развития региона.
- 18. Типы регионального развития
- 19. Проблемные регионы России.
- 20. Закономерности, принципы и факторы размещения производства и развития региона.
- 21. Природно-ресурсный потенциал как фактор развития регионов.
- 22. Трудовые ресурсы регионов России.
- 23. Финансовые ресурсы регионов.
- 24. Система региональных рынков.
- 26. Региональные аспекты развития черной металлургии.
- 27. Региональные аспекты развития цветной металлургии.
- 28. Региональные аспекты развития машиностроительного комплекса
- 29. Региональные аспекты развития лесопромышленного комплекса.
- 30. Региональные аспекты развития агропромышленного комплекса.
- 31. Состояние и региональные аспекты развития транспортного комплекса.
- 32. Природно-ресурсный, производственный и трудовой потенциал регионов Западной и Восточной экономической зоны.
- 33. Северный экономический район.
- 34. Северо-Западный экономический район.
- 35. Архангельская область.
- 36. Центральный экономический район.
- 37. Волго-Вятский экономический район.
- 40. Северо-Кавказский экономический район.
- 41. Уральский экономический район.
- 42. Западно-Сибирский экономический район: природно-ресурсный, производственный и трудовой потенциал. Структура, состояние и перспективы развития экономики.
- 43. Восточно-Сибирский экономический район.
- 45. Сущность, цели и задачи государственной региональной политики
- 46. Особенности региональной политики в советский и постсоветский периоды.
- 47. Механизмы и инструменты регулирования регионального развития.
- 48. Программно-целевое регулирование развития регионов.
- 49. Зарубежный опыт проведения региональной политики.
- 50. Свободные экономические зоны.