46. Особенности региональной политики в советский и постсоветский периоды.
В советский период региональная политика развивалась в основном в рамках «экономики согласований» и сводилась к более или менее эффективному лоббированию перераспределения ресурсов по формальным — партийным и/или ведомственным — либо неформальным каналам. Среди особенностей «старой» региональной политики выделим также относительную устойчивость неписаных правил игры (разумеется, система знала отдельные исключения — достаточно вспомнить блага, которыми была осыпана Калиновка, «малая Родина» Н.Хрущева; но набор данных случаев был ограничен), а также более или менее стандартные ролевые функции основных актеров — институтов КПСС, групп давления, центральных органов управления (Госплан, отраслевые ведомства и т.д.). В результате «старой» региональной политики сложилась ресурсная дифференциация регионов, которую в самом общем виде можно представить в виде триады АПК — ТЭК — ВПК. При этом внутрирегиональная дифференциация была характерна лишь для немногих регионов; в большинстве же республик, краев и областей — будущих субъектов Федерации сложилось доминирование одного из указанных факторов (вариант: паритет двух факторов). Субрегионов, обладавших, помимо национально значимых ресурсов, относительной экстерриториальностью по отношению к региональным столицам, было немного — на территории РСФСР можно было выделить лишь Тольятти с ВАЗом, Воркутинский угольный бассейн в Республике Коми и, возможно, некоторые элитные курорты (в этом же ряду — закрытые административно-территориальные образования. «Новая» региональная политика возникла с формированием полисубъектности и возникновением новых политических актеров — относительно независимых властных институтов и политико-экономических группировок на федеральном, региональном и субрегиональном уровне. «Точкой отсчета» здесь стал 1990 год, когда началось формирование политической и правовой базы «нового» регионализма. Не вдаваясь в детальное исследование данного процесса, описанного, в частности, в работах ИГПИ, выделим несколько его этапов и их характеристики в связи с реформой национально-государственного устройства России. 1-й этап (1990 — август 1991). «Берите столько суверенитета, сколько сможете...». Этап «обвальной» суверенизации, стихийного и по большей части неправового «урывания» различными территориальными субъектами дополнительных полномочий и привилегий — декларации о суверенитетах, свободные зоны и т.д. К этому же периоду относится и закрепление в российской Конституции возможности выхода из состава краев и областей автономных образований (декабрь 1990 года), чем последние не преминули воспользоваться. 2-й этап (август 1991 — март 1992). Период «бури и натиска». После распада структур КПСС и прихода к рычагам реальной власти российский Центр оказался перед выбором модели реформы национально-государственного устройства. Судя по всему, какой бы то ни было продуманной концепции у российских лидеров не имелось и, кроме стремления удержать ситуацию под контролем, долгосрочных целей не преследовалось. Отсюда попытки резко уменьшить число регионов, исходя из удобства управления (вплоть до волюнтаристского проекта Конституции С.Алексеева — А.Собчака, предполагавшего сведение всех территорий к 10-15 землям. Иную идеологию взаимоотношений Центра и субъектов Федерации закладывал подписанный в марте 1992 года Федеративный договор, который — при всех его многочисленных недостатках — устанавливал определенные правила взаимодействия субъектов региональной политики, очерчивая (хотя и нестрого) рамки компетенции Центра и субъектов Федерации. Другим важным аспектом данного периода стало начало гайдаровских реформ, которые усугубили политико-экономическую дифференциацию регионов. Триада АПК — ТЭК — ВПК начала рушиться; ВПК стал терять значение общенационального и тем более регионального политического фактора; АПК, теснимый на внутреннем рынке, благодаря высокой степени корпоративной организованности пока сохраняет позиции; ТЭК же (в особенности после прихода В.Черномырдина к руководству российским правительством) начал занимать доминирующее положение в структуре групп давления России, что обусловило подъем роли и влияния нефтегазовых концернов. 3-й этап (март 1992 — октябрь 1993). Период «перетягивания каната». Регионы обретают большую степень самостоятельности как от Центра, так и внутри себя (с лета 1992 года отмечается фактически полное доминирование областных элит и институтов над элитами и институтами областных центров). В этот период окончательно закрепляется существующее территориальное устройство Федерации; поворотным моментом здесь стало прецедентное решение Конституционного суда о правомочности инициативного решения о выходе Чукотского автономного округа из состава Магаданской области (1992 год). В этот же период происходит относительная стабилизация состава региональных элит и общей политической ситуации в большинстве субъектов Федерации (кроме «горячих точек» Северного Кавказа и некоторых других регионов). Проявлением этих процессов стало обретение субъектами Федерации субъектной идентичности не только во взаимоотношениях с Центром, но и в самоосознании — через подготовку конституций республик и уставов краев и областей; логическим продолжением их было и стремление областей к повышению своего статуса — «республиканизации», прерванное после октября 1993 года и последовавшего вскоре разгрома Б.Ельциным «Уральской республики». 4-й этап (после октября 1993 по настоящее время) можно охарактеризовать как период относительной рецентрализации. С одной стороны, на уровне президентского послания было заявлено об отказе от перекройки границ субъектов Федерации, с другой стороны, администрацией президента был взят жесткий курс на ограничение влияния субъектов Федерации на общероссийские процессы, сводившийся к политике «разделяй и властвуй».
- Региональная экономика: объект, предмет и место в системе наук.
- 2.Теория сельскохозяйственного штандорта й.Тюнена
- 3.Рациональный штандорт промышленного предприятия в. Лаунхардта.
- 4.Теория промышленного штандорта а. Вебера.
- 5.Теория центральных мест в.Кристаллера.
- 6. Учение о пространственной организации хозяйства а.Леша.
- 7.Теории региональной специализации и межрегиональной торговли а.Смита, д.Рикардо, Хекшера и Олина.
- 8.Теория полюсов роста ф.Перру.
- 9.Отечественная школа региональных исследований.
- 10.Кластеры в региональном развитии.
- 11.Современные теории региональной экономики.
- 12.Понятие, принципы и цели экономического районирования.
- 13. Сетка экономических районов России и проблемы её совершенствования.
- 14.Административно – территориальное деление и тенденции его изменения.
- 15. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, федеральные округа: принципы и цели создания.
- 16. Регион как объект хозяйствования: структура, специализация, комплексность и пропорциональность хозяйственного развития.
- 17. Сущность, цели, критерии и показатели социально-экономического развития региона.
- 18. Типы регионального развития
- 19. Проблемные регионы России.
- 20. Закономерности, принципы и факторы размещения производства и развития региона.
- 21. Природно-ресурсный потенциал как фактор развития регионов.
- 22. Трудовые ресурсы регионов России.
- 23. Финансовые ресурсы регионов.
- 24. Система региональных рынков.
- 26. Региональные аспекты развития черной металлургии.
- 27. Региональные аспекты развития цветной металлургии.
- 28. Региональные аспекты развития машиностроительного комплекса
- 29. Региональные аспекты развития лесопромышленного комплекса.
- 30. Региональные аспекты развития агропромышленного комплекса.
- 31. Состояние и региональные аспекты развития транспортного комплекса.
- 32. Природно-ресурсный, производственный и трудовой потенциал регионов Западной и Восточной экономической зоны.
- 33. Северный экономический район.
- 34. Северо-Западный экономический район.
- 35. Архангельская область.
- 36. Центральный экономический район.
- 37. Волго-Вятский экономический район.
- 40. Северо-Кавказский экономический район.
- 41. Уральский экономический район.
- 42. Западно-Сибирский экономический район: природно-ресурсный, производственный и трудовой потенциал. Структура, состояние и перспективы развития экономики.
- 43. Восточно-Сибирский экономический район.
- 45. Сущность, цели и задачи государственной региональной политики
- 46. Особенности региональной политики в советский и постсоветский периоды.
- 47. Механизмы и инструменты регулирования регионального развития.
- 48. Программно-целевое регулирование развития регионов.
- 49. Зарубежный опыт проведения региональной политики.
- 50. Свободные экономические зоны.