logo
shpory_REiU

24. Система региональных рынков.

Система региональных рынков – совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории. Региональные рынки могут быть: 1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков; 2) по объекту купли – продажи: региональные; рынки средств производства; финансовые рынки; рынки труда; рынки недвижимости; рынки информации. 3) по признаку субъекта: рынки потребителей; рынки производителей; рынки промежуточных продавцов и потребителей. 4) Экономико–правовой признак: легальные; нелегальные; полулегальные. 5) По материально – вещественному признаку: рынки товаров; рынки услуг. Основной является 2 классификация. В ее рамках важная роль отводиться рынку средств производства, который представляет собой систему социально – экономических отношений в сфере обмена, который обеспечивает процесс производства орудий труда, предметов труда. Эта система размещена на определенной территории. В рамках этого рынка есть основные группы товаров: - топливно-энергетические ресурсы и их рынки; - черные и цветные металлы и их рынки; - рынок леса; - рынок стройматериалов; - рынок машиностроения. Рынок средств производства регулируется государством при помощи как административных так и экономических методов. К административным методам относится квотирование по отдельным видам товаров, определение масштабов сферы деятельности, прямое участие государства. К экономическим методам относится налоговое, регулирование по отдельным видам товаров, государственные гарантии под кредиты коммерческих банков, регулирование при помощи ставок ЦБ, льготные условия аренды государственных гарантий под кредит, свободный доступ всем производителям к научно-технической информации и патентованию. Следующий по значению региональный финансовый рынок – территориальная система социально-экономических отношений по всем вопросам купли-продажи и размещения денежно-кредитных ресурсов. Субъекты рынка – финансово-кредитные учреждения, хозяйственные объекты, использующие деньги. Этот рынок состоит из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих частей. Развитие регионального финансового рынка определяется отраслевой структурой, соотношением отраслей, соотношением государственного и негосударственного секторов экономики, удельным весом оборонного комплекса в экономике региона, удельным весом предприятий по производству основной продукции. Региональный рынок недвижимости – система социально-экономических отношений субъектов, которые обеспечивают перераспределению объектов недвижимости. Особенности как товара: - длительность функционирования как предмета личного потребления; - физически неподвижно; - сохранение в течение всего жилого цикла в натуральной и вещественной форме; - относительно высокая стоимость; - ограниченность земельных ресурсов; - значительная дифференциация потребителей; - неоднородность. Региональный рынок недвижимости делиться на сегменты, каждый имеет свои особенности и развивается относительно самостоятельно: - рынок земли; - рынок жилья; - рынок нежилых помещений. Ситуация на рынке недвижимости зависит от: 1) государственно-региональной политики по управлению недвижимостью; 2) политики приватизации государственного имущества; 3) управления обслуживающей недвижимость инфраструктурой; 4) территориальных особенностей, климатических особенностей. Особого внимания заслуживает региональный рынок жилья. Большое значение имеет место положения рынка. Покупатель вместе с жильем определяет характеристику местности. Принято разделять первичный и вторичный рынки жилья. Первичный – ввод в эксплуатацию; Вторичный – уже имел владельцев. В современных условиях сокращения ввода нового жилья на 1 место выходит вторичное жилье;85% покупается именно на вторичном рынке жилья. Информационные ресурсы представляют собой совокупность информационных, организационных, нормативных, правовых, технических средств, которые обеспечивают возможность сбора информации, ее хранения, накопления и передачи. Региональный информационный рынок представляет собой такую часть регионального рынка, которая активно взаимодействует с другими его частями и отраслями при помощи купли-продажи информационных ресурсов. Основными элементами этого рынка являются информационные продукты и услуги, их производители, потребители, информационные посредники. Субъектами информационного рынка являются участники остальных видов рынков, которые нуждаются в достоверном информировании о рынках коньюнктуры, системе и динамике цен и т.д. Кроме этого субъекты этого рынка – специальные институты по сбору и обработке рыночной информации. В качестве таких институтов выступают рекламные агентства, маркетинговые центры, специальные СМИ, региональные выставочные центры. Развитие информационного рынка идет по следующим направлениям: - рынок информации; - рынок сделок (электронные банковские операции); - рынок программного обеспечения; - рынок электронных коммуникаций. Региональный потребительский рынок – территориальная система социально-экономических отношений в сфере обмена, который обеспечивает удовлетворение основных физических и материальных потребностей населения. - рынок производственных товаров; - рынок продовольственных/непродовольственных товаров; - потребительских услуг. Одним из факторов влияния на региональный потребительский рынок является социально-демографический фактор, изменения в структуре населения в сфере потребительских предпочтений и ожиданий, которые могут быть изменены под влиянием различных факторов – динамики цен, уровнем жизни, уровнем доходов населения. С целью максимального удовлетворения запросов в различных товарах и рациональных программ с целью продаж производственная сегментация, т.е. выделяются относительно однородные группы потребителей по их имущественному критерию управления дохода, чтобы определить их отношение к видам товаров, их стоимости. С т.зр. прогнозирования спроса основных групп на вид услуг. Это позволяет производителям и поставщикам оценивать емкость региональных рынков для своей продукции и планировать поставки. К основным критериям такой сегментации относятся: - географический критерий: величина региона, население, климатические условия, удаленность от производителей; - демографический; - социально-экономический: социально-профессиональная принадлежность, уровень образования, доходов. Все эти критерии существуют во взаимосвязи, являются общественными и объемными. Но даже однородные с точки зрения этих критериев группы потребителей ведут себя по-разному, на это влияют субъективные причины. Воздействуя на мотивы можно вызывать массовый искусственный спрос.

25. ТЭК

Каждый крупный регион России имеет свои особенности топливо- и энергообеспечения. Их правильный и своевременный учёт – основа успешной реализации государственной энергетической политики. В Центральном федеральном округе основными направлениями деятельности будут развитие атомной энергетики, реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающих мощностей, развитие энергетических мощностей (техническое перевооружение действующих гидравлических и тепловых электростанций, ввод в действие парогазовых установок, усиление межсистемных и межгосударственных связей в области энергетики, в том числе с Украиной и Белоруссией), развитие инфраструктуры распределительных газовых сетей. Приоритетами энергетической политики в Северо-Западном федеральном округе будут развитие нефтегазовой промышленности на побережье Северного Ледовитого океана и шельфе арктических морей с формированием здесь новых портов на Балтике и Баренцевом море, пригодных для экспорта нефти и нефтепродуктов, развитие системы электрообеспечения на основе различных типов генерирующих мощностей (крупных и малых гидравлических, тепловых и атомных электростанций) и нового сетевого строительства, реконструкция и модернизация централизованного теплоснабжения крупных городов. Будут сохранены значительные объёмы добычи и вывоза энергетических и коксующихся углей, в том числе через новый порт на Балтике, предназначенный для экспорта угольной продукции. Важным направлением развития станет газификация практически всех регионов округа, в том числе Карелии, Архангельской и Мурманской областей, а также отдельных районов Республики Коми. Будут приняты меры, обеспечивающие повышение степени энергетической независимости Калининградской области от поставок из сопредельных государств путём диверсификации её топливоснабжения и развития местной энергетической базы. В Южном федеральном округе будет осуществляться дальнейшее развитие нефтегазотранспортной инфраструктуры, наращивание мощностей по переработке нефти, реконструкция, модернизация и увеличение генерирующих энергетических мощностей. Будет развиваться использование возобновляемых источников энергии. В Приволжском федеральном округе основными направлениями энергетической политики станут модернизация и развитие предприятий нефтегазового комплекса, включая нефтеперерабатывающие заводы, а также организаций электроэнергетики, строительство атомных электростанций и линий электропередачи, обеспечивающих усиление межсистемных электрических связей с Южным и Центральным округами. В Уральском федеральном округе главными направлениями развития энергетики будут добыча нефти и газа, увеличение мощностей по переработке углеводородов при сохранении за регионом роли главной базы углеводородного сырья страны, обеспечение крупномасштабного технического перевооружения объектов электро- и теплоэнергетики, увеличение выработки электроэнергии на угольных и атомных станциях, развитие межсистемных электрических связей, в том числе с соседними регионами. В Сибирском федеральном округе первостепенное внимание будет уделяться диверсификации производства в энергетическом секторе, развитию главных угольных бассейнов России и формированию нового крупного нефтегазового центра на основе углеводородных ресурсов Иркутской области, Красноярского края и юго-запада Республики Саха (Якутия) с соответствующим развитием магистральных трубопроводов, оптимизации добычи и использования угля в Иркутской области, развитию гидроэлектроэнергетики и строительству линий электропередачи, связывающих Сибирь с европейской частью страны и с Дальним Востоком. Будет принят комплекс мер, направленный на существенное снижение негативного влияния деятельности предприятий энергетического сектора на окружающую среду, значительное использование возобновляемых источников энергии для северных территорий, Прибайкалья и других районов децентрализованного электрообеспечения. В Дальневосточном федеральном округе будет преодолён дефицит тепло- и электроэнергии за счёт окончания строительства Бурейской гидроэлектростанции и дальнейшего развития гидроэнергетики и сетевого хозяйства, газификации Сахалинской и Камчатской областей, Приморского и Хабаровского краев, стимулирования развития возобновляемых источников энергии. В регионе продолжится формирование новой нефтегазовой базы (в том числе и экспортного значения) на основе углеводородных ресурсов шельфа о. Сахалин с соответствующим развитием энерготранспортной инфраструктуры (магистральных нефте- и газопроводов, портовых терминалов). Для всех федеральных округов общими направлениями энергетической политики являются повышение энергоэффективности, проведение активной энергосберегающей политики, а также решение социальных проблем. Реализация системных мер региональной политики в ТЭК позволит ликвидировать основные ограничения развития единого энергетического рынка, чётко разграничить полномочия федеральных и региональных властей, создать условия для интенсивного развития энергетики в регионах, сгладить неравномерность в их обеспечении энергоресурсами.