logo
shpory_REiU

50. Свободные экономические зоны.

Одним из средств региональной политики является установление государством особых правовых, организационных, экономических режимов на отдельных территориях – создание так называемых свободных экономических зон. Современная история зон свободного предпринимательства началась в конце 1950-х гг., когда правительство Ирландии объявило о создании в международном аэропорту Шэннон, расположенном на западе острова, зоны свободной торговли, в которой иностранным бизнесменам разрешалось строить предприятия. Особенно много СЭЗ возникло в 1970-е гг. как в развитых, так и в развивающихся странах. Вначале 1980-х гг. СЭЗ появились и в бывших социалистических странах Восточной Европы. Преимущественно это были зоны свободной торговли, главной целью создания которых стало стимулирование экспорта товаров и услуг и развитие транзитной торговли. В 1980 гг. в Китае было принято решение по созданию четырех специальных экономических зон на юго-востоке страны; а позднее такой зоной был объявлен остров Хайнань. В настоящее время общее количество СЭЗ в мире составляет, по разным оценкам, от нескольких сот до двух тысяч. Через них проходит 1/10 мирового торгового оборота, в них работает более 3 млн человек. СЭЗ стран мира имеют различные названия и выполняют похожие, но все-таки разные функции. Первым этапом становления СЭЗ в России можно считать конец 1980-х гг., когда в рамках активизации внешнеэкономической политики через создание совместных предприятий появились формально допустимые возможности создания зон свободного предпринимательства. Однако тогда ни один зональный проект так и не был реализован. Второй пик популярности пришелся на начало 1990-х гг. Так, летом 1990 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации зонами свободного предпринимательства были объявлены территории городов Ленинграда и Выборга, Приморского края, Калининградской, Сахалинской и Читинской областей, а спустя два месяца – территории Алтайского края, Кемеровской и Новгородской областей, города Зеленограда и Еврейской автономной области. В ноябре 1990 г. российское правительство приняло постановление, предусматривающее создание первой СЭЗ в административных границах города Находки и Партизанского района Приморского края (СЭЗ «Находка). В июне-ноябре 1991 г. подобные постановления были приняты по зоне свободного предпринимательства города Ленинграда, СЭЗ «Сахалин», СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ «Даурия» в Читинской области, СЭЗ «Технополис Зеленоград». Цели создания СЭЗ в этот период носили расплывчатый характер и включали развитие территории, привлечение иностранного капитала, рыночные нововведения. Отбор данных территорий проходил стихийно, а размеры зон колебались от небольших участков до территорий крупных областей. Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечения иностранных технологий. Однако, несмотря на различия этих целей, есть и некоторая общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели. Экономические: • более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства; • привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства; • использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции; • увеличение валютных поступлений в бюджет страны. Социальные: • комплексное развитие отсталых регионов; • увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения; • обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров; • насыщение национального рынка высококачественными товарами. Научно-технические: • использование новейших зарубежных и отечественных технологий; • приобщение к новым формам управленческого труда; • привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров; • повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов. В соответствии с поставленными целями определяются конфигурация специальной зоны, система льгот и стимулов, которая необходима для реализации поставленных целей. Классификация: Можно объединить СЭЗ в четыре группы по следующим критериям: • по характеру деятельности или функциональному предназначению (свободные зоны, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, офшорные зоны); • по степени интегрированности в мировую и национальную экономику (выделяют два типа СЭЗ: зоны, ориентированные на внешний рынок (анклавы, исключенные из таможенной территории государства), и зоны, интегрированные в национальную экономику); • по отраслевому признаку; • по характеру собственности (государственные, частные и смешанные). Анализ опыта функционирования СЭЗ показывает, что в своем развитии зоны, как правило, проходят четыре стадии: • стадия создания, когда формируется инфраструктура, идет активный процесс притока иностранного капитала; • стадия развития, в которой наблюдается замедление притока иностранного капитала при быстром одновременном росте экспорта; • стадия зрелости: прекращение роста иностранных инвестиций вследствие заполнения свободных рыночных ниш, вытеснение мелких фирм более крупными с передовой технологией, расширение связей с внезональным пространством; • стадия упадка: сокращение иностранных инвестиций в результате сближения режима хозяйственной деятельности в зонах и вне их, а также истечения срока налоговых льгот, расширение участия в зонах национального капитала. В течение жизненного цикла зоны, составляющего порядка 20-30 лет, она должна решить поставленные перед ней задачи, после чего особый режим хозяйствования зоны отменяется, зона по уровню ее экономического развития фактически сливается с развитым на ее основе внезональным пространством.