28. Региональные аспекты развития машиностроительного комплекса
Тяжелое и энергетическое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и малой трудоемкостью. Продукция производится в незначительных количествах, иногда поштучно. Оно включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Предприятия этой группы ориентированы на металлургические базы. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах их потребления. Производство металлургического оборудования сложилось вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург, Орск), в Центре (Электросталь), Поволжье (Сызрань), Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Комсомольск-на-Амуре). Горно-шахтное оборудование выпускают на предприятиях, расположенных в главных угольных районах страны: Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале (Екатеринбург, Копейск). Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири. Энергетическое машиностроение развивается в центрах с высокой культурой производства. Паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин, а Екатеринбург — еще и теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы изготавливают на Северном Кавказе (Волгодонск) и Северо-Западе (Колпино). Производство паровых котлов организовано в Подольске, Белгороде, Таганроге и Барнауле. Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускаются небольшими сериями и размещаются вне металлургических баз. Крупными производителями являются Центральный (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземный (Воронеж), Поволжский (Ульяновск), Западно-Сибирский (Новосибирск) районы. Транспортное машиностроение занимается производством различных видов транспортных средств — автомобилей, железнодорожного подвижного состава, судов. Автомобилестроение отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного типа автомобилей. Грузовые автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов; небольшого тоннажа и большегрузные автомобили — Поволжского района (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье (Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Набережных Челнах. Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыно), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. В Энгельсе действует троллейбусный завод. В восточных районах России автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите. В последние годы появились новые предприятия по сборке автомобилей из иностранных комплектующих. На Северном Кавказе в Ростове было осуществлено производство корейской Daewoo, в Калининграде на судостроительных заводах “Балтика” и “Янтарь” осуществляется сборка другой южно-корейской марки автомобилей Kia, в Елабуге — General Motors. Во Всеволожске (Ленинградская область) завершено строительство завода Ford. Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и Заволжье. Железнодорожное машиностроение состоит из локомотивостроения и вагоностроения, которое исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центр, Санкт-Петербург), а затем переместилось к металлургическим базам. Локомотивостроение включает производство тепловозов и электровозов. В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна) и маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром), на Северном Кавказе (Новочеркасск) — электровозов. Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение, учитывая не только наличие металла, но и древесного сырья. В отрасли сложилось четкое разделение труда: грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей — в Твери; саморазгружающиеся — в Калининграде; изотермические — в Брянске; трамвайные — в Усть-Катаве (Челябинская обл.) и Санкт-Петербурге; для метрополитена — в Мытищах, Санкт-Петербурге; электропоезда — в Демихово (Московская область). Судостроение делится на морское и речное. Размещение морского судостроения отражает такие особенности отрасли, как специализацию и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование, обеспеченность трудовыми ресурсами. Основной район морского судостроения и судоремонта сложился на Балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Астрахани, Владивостоке; судоремонта — в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском. Размещение речного судостроения отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны. Наибольшее число крупных заводов речного судостроения расположено на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Лене (Усть-Кут Иркутской обл.), Амуре (Благовещенск). В речном судостроении видное место должно занять производство судов типа “река-море” и пассажирских теплоходов. Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска. Тракторостроение ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 1930-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, в последующие годы — во Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности выпускаются трелевочные тракторы в Петрозаводске, промышленные — в Чебоксарах. Станкостроение и точное машиностроение занимается производством различных видов станков, приборов, аппаратов, электронной техники. Это наиболее трудоемкие в машиностроении производства, требующие к тому же высокой квалификации работников. Большое значение имеет также близость научных и конструкторских центров. Поэтому предприятия размещаются, как правило, в районах с высокой технической культурой. Станкостроение в своем размещении ориентируется на крупные города, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Главными центрами являются Москва, Коломна, Дмитров, Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа. Электротехнику выпускают в Саранске, Чебоксарах, Новосибирске. Важным центром электронной промышленности является Зеленоград. Металлообработка — особая отрасль машиностроения, которая занимается ремонтом машин и оборудования, а также производством металлических изделий и конструкций. Предприятия этой группы небольшие, а выполняемые операции не отличаются технической сложностью и наукоемкостью. Поэтому размещение отличается повсеместностью, так как главным фактором является потребительский.
- Региональная экономика: объект, предмет и место в системе наук.
- 2.Теория сельскохозяйственного штандорта й.Тюнена
- 3.Рациональный штандорт промышленного предприятия в. Лаунхардта.
- 4.Теория промышленного штандорта а. Вебера.
- 5.Теория центральных мест в.Кристаллера.
- 6. Учение о пространственной организации хозяйства а.Леша.
- 7.Теории региональной специализации и межрегиональной торговли а.Смита, д.Рикардо, Хекшера и Олина.
- 8.Теория полюсов роста ф.Перру.
- 9.Отечественная школа региональных исследований.
- 10.Кластеры в региональном развитии.
- 11.Современные теории региональной экономики.
- 12.Понятие, принципы и цели экономического районирования.
- 13. Сетка экономических районов России и проблемы её совершенствования.
- 14.Административно – территориальное деление и тенденции его изменения.
- 15. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, федеральные округа: принципы и цели создания.
- 16. Регион как объект хозяйствования: структура, специализация, комплексность и пропорциональность хозяйственного развития.
- 17. Сущность, цели, критерии и показатели социально-экономического развития региона.
- 18. Типы регионального развития
- 19. Проблемные регионы России.
- 20. Закономерности, принципы и факторы размещения производства и развития региона.
- 21. Природно-ресурсный потенциал как фактор развития регионов.
- 22. Трудовые ресурсы регионов России.
- 23. Финансовые ресурсы регионов.
- 24. Система региональных рынков.
- 26. Региональные аспекты развития черной металлургии.
- 27. Региональные аспекты развития цветной металлургии.
- 28. Региональные аспекты развития машиностроительного комплекса
- 29. Региональные аспекты развития лесопромышленного комплекса.
- 30. Региональные аспекты развития агропромышленного комплекса.
- 31. Состояние и региональные аспекты развития транспортного комплекса.
- 32. Природно-ресурсный, производственный и трудовой потенциал регионов Западной и Восточной экономической зоны.
- 33. Северный экономический район.
- 34. Северо-Западный экономический район.
- 35. Архангельская область.
- 36. Центральный экономический район.
- 37. Волго-Вятский экономический район.
- 40. Северо-Кавказский экономический район.
- 41. Уральский экономический район.
- 42. Западно-Сибирский экономический район: природно-ресурсный, производственный и трудовой потенциал. Структура, состояние и перспективы развития экономики.
- 43. Восточно-Сибирский экономический район.
- 45. Сущность, цели и задачи государственной региональной политики
- 46. Особенности региональной политики в советский и постсоветский периоды.
- 47. Механизмы и инструменты регулирования регионального развития.
- 48. Программно-целевое регулирование развития регионов.
- 49. Зарубежный опыт проведения региональной политики.
- 50. Свободные экономические зоны.