15. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, федеральные округа: принципы и цели создания.
Ассоциации экономического взаимодействия как формы межрегионального сотрудничества начали образовываться с 1990 г. как реакция на разрушение единого народнохозяйственного комплекса бывшего Советского Союза и возникшие при этом необходимость складывания не только новых отношений между федеральным, региональным и местным уровнями власти и потребность в налаживании хозяйственных связей, взаимных гарантиях в экономических отношениях между регионами, в отстаивании своих групповых интересов перед лицом Центра и их продвижении, и, наконец, информационном обмене между территориями, координации действий, совместные программы и проекты обусловили образование межрегиональных ассоциаций. ставшее реальным развитие горизонтальных отношений между регионами привело к созданию восьми территориальных альянсов.
К настоящему времени созданы: - Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации (“Северо-Запад”); - Межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центральной России (“Центральная Россия”);- Ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации (“Черноземье”); - Ассоциация “Большая Волга” по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона Российской Федерации; - Ассоциация социально-экономического сотрудничества республики, краев, областей Северного Кавказа (“Северный Кавказ”); - Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона (“Большой Урал”); - Ассоциация экономического взаимодействия территорий Сибири России (“Сибирское соглашение”) - Межрайонная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья. Деятельность ассоциации осуществляется на основе следующих принципов: строгое соблюдение прав членов ассоциации, определенных учредительным договором и уставом ассоциации; скоординированность действий по разработке и реализации социально-экономических программ; гласность деятельности исполнительных органов ассоциации; объединение усилий членов ассоциации, направленных на проведение экономических преобразований, создание и внедрение современного механизма хозяйствования; содействие формированию и функционированию единого экономического и правового пространства Российской Федерации. Основными целями и задачами ассоциации являются: обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов; подготовка предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации; стабилизация экономического положения и социальная защита населения; совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений; достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения уровня жизни населения; представление интересов членов ассоциации; обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов; участие в установленном порядке в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения; оптимальное размещение производительных сил; развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций; содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации; подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам; подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; подготовка предложений по вопросам реализации региональных инвестиционных программ и проектов; изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по обеспечению максимальной занятости населения, повышению квалификации и переподготовке кадров; создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений; подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых входят в ассоциацию. С целью координации управления социально-экономическим, социальным и демографическим развитием регионов Российской Федерации, а также развития межрегиональной интеграции были созданы федеральные округа: - Центральный федеральный округ; - Северо-Западный федеральный округ; - Южный федеральный округ; - Приволжский федеральный округ; - Уральский федеральный округ; - Сибирский федеральный округ; - Дальневосточный федеральный округ. Образование федеральных округов и соответствующих им структур в исполнительных органах государственной власти привело к ослаблению роли ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации. Например, ассоциация экономического взаимодействия «Черноземье» фактически утратила свое прежнее значение, тогда как «Большая Волга» действует и принимает решения, необходимые для развития регионов^ входящих в.ее состав. Таким образом, централизация федеральной власти повлияла на развитие добровольных объединений субъектов Федерации, которые символизировали процессы децентрализации. Региональное сотрудничество, имевшее стихийный характер в начале 90-х гг., в настоящее время приняло целенаправленный характер и в значительной степени предопределяется решениями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
- Региональная экономика: объект, предмет и место в системе наук.
- 2.Теория сельскохозяйственного штандорта й.Тюнена
- 3.Рациональный штандорт промышленного предприятия в. Лаунхардта.
- 4.Теория промышленного штандорта а. Вебера.
- 5.Теория центральных мест в.Кристаллера.
- 6. Учение о пространственной организации хозяйства а.Леша.
- 7.Теории региональной специализации и межрегиональной торговли а.Смита, д.Рикардо, Хекшера и Олина.
- 8.Теория полюсов роста ф.Перру.
- 9.Отечественная школа региональных исследований.
- 10.Кластеры в региональном развитии.
- 11.Современные теории региональной экономики.
- 12.Понятие, принципы и цели экономического районирования.
- 13. Сетка экономических районов России и проблемы её совершенствования.
- 14.Административно – территориальное деление и тенденции его изменения.
- 15. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, федеральные округа: принципы и цели создания.
- 16. Регион как объект хозяйствования: структура, специализация, комплексность и пропорциональность хозяйственного развития.
- 17. Сущность, цели, критерии и показатели социально-экономического развития региона.
- 18. Типы регионального развития
- 19. Проблемные регионы России.
- 20. Закономерности, принципы и факторы размещения производства и развития региона.
- 21. Природно-ресурсный потенциал как фактор развития регионов.
- 22. Трудовые ресурсы регионов России.
- 23. Финансовые ресурсы регионов.
- 24. Система региональных рынков.
- 26. Региональные аспекты развития черной металлургии.
- 27. Региональные аспекты развития цветной металлургии.
- 28. Региональные аспекты развития машиностроительного комплекса
- 29. Региональные аспекты развития лесопромышленного комплекса.
- 30. Региональные аспекты развития агропромышленного комплекса.
- 31. Состояние и региональные аспекты развития транспортного комплекса.
- 32. Природно-ресурсный, производственный и трудовой потенциал регионов Западной и Восточной экономической зоны.
- 33. Северный экономический район.
- 34. Северо-Западный экономический район.
- 35. Архангельская область.
- 36. Центральный экономический район.
- 37. Волго-Вятский экономический район.
- 40. Северо-Кавказский экономический район.
- 41. Уральский экономический район.
- 42. Западно-Сибирский экономический район: природно-ресурсный, производственный и трудовой потенциал. Структура, состояние и перспективы развития экономики.
- 43. Восточно-Сибирский экономический район.
- 45. Сущность, цели и задачи государственной региональной политики
- 46. Особенности региональной политики в советский и постсоветский периоды.
- 47. Механизмы и инструменты регулирования регионального развития.
- 48. Программно-целевое регулирование развития регионов.
- 49. Зарубежный опыт проведения региональной политики.
- 50. Свободные экономические зоны.