14.Административно – территориальное деление и тенденции его изменения.
Административно-территориальное устройство – система территориальной организации государства, на основе которой действуют органы государственной власти и местного самоуправления. Административно-территориальные образования в составе регионов – субъектов РФ представляют собой относительно самостоятельные производственно-территориальные единицы с собственной системой управления, собственными закономерностями общественного производства, так как выделяются с учетом рационального размещения производительных сил, тесноты внутренних связей, территориальных особенностей (исторических, национальных, этнических). Выделение административно-территориальных образований в составе субъектов РФ определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства и направлено на обеспечение эффективности и оперативности территориального управления. Районирование подразумевает не только общее – по всей территории страны, но и внутреннее. На микроуровне происходит деление субъекта Федерации на такие административно-территориальные образования, как районы, города (в том числе районного подчинения), поселки городского типа, сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа), сельские населенные пункты. В частности административно-территориальное деление Республики Мордовия представлено 22-мя районами, 3-мя городами республиканского значения. Процесс территориального деления и асимметрия. Возможно также частное территориальное деление по отдельным факторам и условиям развития. Например, это может быть энергоэкономическое и демографическое районирование и т. п. В основу энергоэкономического районирования заложено деление страны по обеспеченности территории собственными энергоресурсами, по дефицитности или избыточности их использования. Выделение территориальных единиц не является застывшим процессом, оно может видоизменяться в зависимости от конкретных социально-экономических условий. В частности, существующая ныне сетка экономических районов считается не совсем пригодной и требует определенной корректировки в соответствии с государственными задачами и научными принципами районирования. К ее основным недостаткам относятся: • практически универсальное использование для решения разнохарактерных и разноэтапных задач (текущих и стратегических); • разномасштабность отдельных районов, сильно различающихся экономическим потенциалом (по населению Центральный район в пять раз превосходит Северный, при этом его территория примерно в три раза меньше); • недостаточно полное и последовательное отражение принципа территориальной специализации; • чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации; • чрезмерная дифференциация в пределах многих районов оценок на ресурсы многоцелевого назначения (например, оценки топлива внутри энергоизбыточной Восточной Сибири различаются более чем вдвое). Анализ показывает, что резко различаются по специализации и направленности дальнейшего развития области, края, республики, объединяемые Поволжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским, Дальневосточным районами; другие районы (Центральный и Уральский) сосредоточивают очень большой экономический потенциал, а Центрально-Черноземный, Волго-Вятский районы нуждаются в отдельных исправлениях границ. Территориально-организационная структура привязана к укреплению государственного строя, обеспечивая надлежащую управляемость общественного развития. Реализации указанной задачи будут способствовать, в частности, упорядочение, а затем оптимизация территориальных границ социально-экономической деятельности не только региональных и местных, но и федеральных органов власти в результате преобразования административного деления. Немаловажное значение приобретает создание условий для удобства управления – планирования (прогнозирования), оперативного регулирования, координации, учета и контроля в различных государственных и иных сферах. Для этого необходимы организационные формы в виде административно-экономических районов рациональной величины с адекватными руководящими органами. Проблемы и перспективы административного районирования. Особая проблема административного районирования – национально-территориальная структура. По международным стандартам Россию относят не к многонациональному, а мононациональному типу государств, хотя и с весьма пестрой этнической структурой. По целому ряду причин заложенный 75 лет назад национальный принцип административно-территориального деления изжил себя и действует только в силу исторических традиций. Действительно, нет оснований для его сохранения, если учесть, что в РФ провозглашены в качестве основ конституционного строя права и свободы и повсеместно распространены национально-культурные автономии, что законом закреплено равенство всех субъектов Федерации при нерушимости территориальной целостности государства. Правовое государство не может признавать особых прав одного региона (следовательно, народа) по сравнению с другими, а мировая практика показывает, что федеративные государства с ненациональным территориальным делением являются наиболее устойчивыми. Нигде, кроме России, нет многочисленных государственно-национальных образований, к тому же наделенных, вопреки Конституции, дополнительными правами – не только экономическими, но и политическими (двусторонние договоры с федеральным центром). Ряд ученых и специалистов предполагают ликвидировать недостатки сложившейся территориально-организационной структуры посредством предоставления всем субъектам Федерации равных не только экономических, но и политических прав или перехода к однозначному территориальному делению на сложившейся областной основе. В настоящее время существует ряд проектов, направленных на укрупнение сетки административно-экономических образований, поскольку в последние годы прослеживается реализация идеи усиления межрегиональной интеграции смежных областей, краев, республик. Практика показывает, что самостоятельно, без участия федерального центра, регионам не под силу создать объединяющие территориально-организационные структуры.
- Региональная экономика: объект, предмет и место в системе наук.
- 2.Теория сельскохозяйственного штандорта й.Тюнена
- 3.Рациональный штандорт промышленного предприятия в. Лаунхардта.
- 4.Теория промышленного штандорта а. Вебера.
- 5.Теория центральных мест в.Кристаллера.
- 6. Учение о пространственной организации хозяйства а.Леша.
- 7.Теории региональной специализации и межрегиональной торговли а.Смита, д.Рикардо, Хекшера и Олина.
- 8.Теория полюсов роста ф.Перру.
- 9.Отечественная школа региональных исследований.
- 10.Кластеры в региональном развитии.
- 11.Современные теории региональной экономики.
- 12.Понятие, принципы и цели экономического районирования.
- 13. Сетка экономических районов России и проблемы её совершенствования.
- 14.Административно – территориальное деление и тенденции его изменения.
- 15. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, федеральные округа: принципы и цели создания.
- 16. Регион как объект хозяйствования: структура, специализация, комплексность и пропорциональность хозяйственного развития.
- 17. Сущность, цели, критерии и показатели социально-экономического развития региона.
- 18. Типы регионального развития
- 19. Проблемные регионы России.
- 20. Закономерности, принципы и факторы размещения производства и развития региона.
- 21. Природно-ресурсный потенциал как фактор развития регионов.
- 22. Трудовые ресурсы регионов России.
- 23. Финансовые ресурсы регионов.
- 24. Система региональных рынков.
- 26. Региональные аспекты развития черной металлургии.
- 27. Региональные аспекты развития цветной металлургии.
- 28. Региональные аспекты развития машиностроительного комплекса
- 29. Региональные аспекты развития лесопромышленного комплекса.
- 30. Региональные аспекты развития агропромышленного комплекса.
- 31. Состояние и региональные аспекты развития транспортного комплекса.
- 32. Природно-ресурсный, производственный и трудовой потенциал регионов Западной и Восточной экономической зоны.
- 33. Северный экономический район.
- 34. Северо-Западный экономический район.
- 35. Архангельская область.
- 36. Центральный экономический район.
- 37. Волго-Вятский экономический район.
- 40. Северо-Кавказский экономический район.
- 41. Уральский экономический район.
- 42. Западно-Сибирский экономический район: природно-ресурсный, производственный и трудовой потенциал. Структура, состояние и перспективы развития экономики.
- 43. Восточно-Сибирский экономический район.
- 45. Сущность, цели и задачи государственной региональной политики
- 46. Особенности региональной политики в советский и постсоветский периоды.
- 47. Механизмы и инструменты регулирования регионального развития.
- 48. Программно-целевое регулирование развития регионов.
- 49. Зарубежный опыт проведения региональной политики.
- 50. Свободные экономические зоны.