logo search
Otvety_po_ekonom_teorii

46. Либерализация цен и формирование конкурентной рыночной среды в России.

В 1992 г. Указом Президента РФ было предоставлено право устанавли-вать цены самим предприятиям и фирмам на основе взаимного соглашения ме-жду продавцами и покупателями, закрепленного в контрактном договоре. Цен-трализованное планирование и регулирование цен стало постепенно заменяться свободным рыночным ценообразованием . Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства пре-образования экономики, перевода ее на рыночные отношения. Объяснялось это не только и не столько тем, что цены занимают исключительно важное место в экономическом механизме, сколько тем обстоятельством, что Правительство РФ, приступая к реформированию экономики страны, по существу, не имело развернутой программы действий. Поэтому поначалу основное внимание было сосредоточено на наиболее легко осуществимом и в то же время на наиболее результативном направлении - на либерализации цен

Таким образом, либерализация цен предъявила всем участникам эконо-мического процесса довольно жесткие требования для проверки их жизнеспо-собности. Однако экономическая стабилизация, которую Правительство РФ обеща-ло обеспечить уже к осени 1992 г., не наступила и в 1998 г. Структурная пере-стройка производства идет вяло. Объемы выпуска продукции, как отмечалось выше, по-прежнему падают, причем во всех отраслях. Капитальные вложения в народное хозяйство постоянно снижаются, что создает весьма тревожную об-становку . Сократились расходы на накопление и у населения, и у государства. Доля накапливаемых ресурсов для будущего развития снижается в виде сокращения капитальных вложений, а поскольку износ основных фондов резко увеличился, общество стало проедать ранее накопленное национальное богатство. Масшта-бы выбытия основных производственных мощностей значительно превышают ввод в действие новых основных средств. В этих условиях макродинамика про-мышленного производства стала определять рыночную конъюнктуру на микро-уровне. Снижение эффективности инве-стиций приобрело устойчивый характер и за последние годы значительно уси-лилось. Серьезным тормозом для развития производства является инфляция, вы-сокие процентные ставки и высокие налоги, в настоящее время к ним добави-лась проблема неплатежей, которая буквально захлестнула всю страну. Чуть ли не все вдруг стали банкротами. Причем самым главным банкротом стало само государство, которое никак не может рассчитаться по госзаказам с шахтерами, крестьянами, бюджетниками. Вполне естественно, что говорить в этих условиях о российском рынке, рыночных отношениях и рыночном ценообразовании далеко не просто. Поэтому можно сказать, что ситуация с российским рынком пока более чем странная. С одной стороны, рынок у нас вроде бы уже есть: отсутствует централизованное управление производством и распределением продукции, существуют рыночные структуры, действуют рыночные отношения, цены фор-мируются в децентрализованном порядке. И в то же время нет никаких основа-ний утверждать, что именно такой рынок нужен нашей экономике, что он отве-чает ее внутренним, глубинным потребностям - потребностям роста и прогрес-са . Сложившийся в России рынок не является надежной опорой производст-ва, не выступает для него в качестве стимулирующего начала. Сейчас становится вполне очевидным, что тот рынок, который привел экономику страны к такому плачевному состоянию, совершенно неспособен вывести ее на нормальный путь развития, вдохнуть в нее живительные силы. Для этого нужны особые, чрезвычайные меры, связанные с резким усилением централизованного воздействия на экономику . Таким образом, можно сделать вывод о том, что либерализация цен не оказала такого влияния на экономику, как рассчитывали реформаторы.