1.2 Виды и классификация административных барьеров
Формирование эффективной конкурентной среды способствует экономическому росту, но тем не менее на различных уровнях административного, государственного управления генерируются нормы, правила и другие внерыночные меры, ограничивающие конкуренцию как на общенациональном, так и на локальных рынках. Возникает парадоксальная ситуация в связи с тем, что государство в лице различных его органов, в частности Министерства по антимонопольной политике, осуществляет мониторинг нарушений закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ведущих к монополизации и ущемлению прав хозяйствующих субъектов. В результате государство в лице одних своих органов создает институциональные барьеры на пути конкуренции, а в лице других - борется с ними. 4
В связи с этим для всестороннего анализа мер государственного регулирования конкуренции необходимо выявить природу барьеров, создаваемых государством.
Классификация административных барьеров может проводиться по различным критериям, в зависимости от поставленных целей. Полагаем, что наиболее показательной для характеристики административных барьеров является классификация по этапам предпринимательской деятельности.
По этапам предпринимательской деятельности административные барьеры можно разделить на административные барьеры, связанные:
1) со входом предпринимателей на рынок: лицензирование, разрешения, регистрация, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки;
2) с допуском товаров (услуг) на рынки: разрешения, сертификация, маркирование, паспортизация;
3) с проведением государственного контроля (надзора): делопроизводство, многочисленные формы обязательной отчетности.
4) с перерегистрацией или завершением предпринимательской деятельности: перерегистрация при изменении корпоративной структуры или вида деятельности юридического лица, обязательная перерегистрация учредительных документов в связи с изменением законодательства; реорганизация, ликвидация и исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
По субъектам, осуществляющим регулятивное воздействие административные барьеры можно разделить на административные барьеры связанные с деятельностью:
1) федеральных органов исполнительной власти;
2) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) органов местного самоуправления;
Необходимо отметить, что возникновение административных барьеров обусловлено целым рядом причин.
1. Непоследовательность и несогласованность проводимых реформ в Российской Федерации. В некоторых случаях реформы ограничиваются разработкой и принятием федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации; государством не уделяется должного внимания анализу, прогнозу, моделированию и контролю их практической реализации. В результате создание необходимой нормативно-правовой базы сочетается с неэффективной правоприменительной практикой в реформируемых сферах, связанной, в том числе, с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями.
2. Нестабильность законодательства и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих сферу предпринимательской деятельности. Большое количество разрабатываемых нормативных правовых актов, изменений, вводимых в нормативные правовые акты, слабая понятийная проработка нормативных положений, большое количество отсылочных и бланкетных норм, направленных на регулирование предпринимательской деятельности.
3. Некачественная и малоэффективная правоприменительная деятельность исполнительных органов власти. Это связано с расширительным толкованием отдельных положений законодательных и иных нормативных правовых актов, превышением должностных полномочий, неточным исполнением возложенных на органы государственной власти полномочий, нарушением сроков осуществления процедур, с которыми связана реализация прав субъектов предпринимательства (выдача разрешений, лицензий, их продление) и т.д. 6
- Введение
- 1. Административные барьеры в малом и среднем бизнесе
- 1.1 Сущность административных барьеров
- 1.1.1 Административные барьеры с позиции теории поиска ренты и антимонопольного регулирования
- 1.1.2 Институционный анализ административных барьеров
- 1.1.3 Понятийная характеристика административных барьеров
- 1.2 Виды и классификация административных барьеров
- 1.3 Преодоление административных барьеров
- 2. Законодательная поддержка административных барьеров
- 2.1 Регистрация предпринимательской деятельности
- 2.2 Лицензирование предпринимательской деятельности
- 2.3 Государственные меры по устранению административных барьеров
- 3. Административные барьеры в строительстве
- 3.1 Мониторинг административных барьеров в строительстве
- 3.2 Разрушение административных барьеров в строительстве
- 2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров
- 5.1. Общие вопросы устранения административных барьеров
- 6.3.5. Законодательство о межведомственных комиссиях по устранению административных барьеров
- 11.1.4. Административные барьеры. Опыт работы Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров
- Снижение административных барьеров
- 2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров
- 8.3. Методы борьбы с административными барьерами
- Преодоление административных барьеров
- Устранение неоправданных административных барьеров при осуществлении государственного контроля экономической концентрации