logo
Административные барьеры и их влияние на экономическое развитие

1.2 Виды и классификация административных барьеров

Формирование эффективной конкурентной среды способствует экономическому росту, но тем не менее на различных уровнях административного, государственного управления генерируются нормы, правила и другие внерыночные меры, ограничивающие конкуренцию как на общенациональном, так и на локальных рынках. Возникает парадоксальная ситуация в связи с тем, что государство в лице различных его органов, в частности Министерства по антимонопольной политике, осуществляет мониторинг нарушений закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ведущих к монополизации и ущемлению прав хозяйствующих субъектов. В результате государство в лице одних своих органов создает институциональные барьеры на пути конкуренции, а в лице других - борется с ними. 4

В связи с этим для всестороннего анализа мер государственного регулирования конкуренции необходимо выявить природу барьеров, создаваемых государством.

Классификация административных барьеров может проводиться по различным критериям, в зависимости от поставленных целей. Полагаем, что наиболее показательной для характеристики административных барьеров является классификация по этапам предпринимательской деятельности.

По этапам предпринимательской деятельности административные барьеры можно разделить на административные барьеры, связанные:

1) со входом предпринимателей на рынок: лицензирование, разрешения, регистрация, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки;

2) с допуском товаров (услуг) на рынки: разрешения, сертификация, маркирование, паспортизация;

3) с проведением государственного контроля (надзора): делопроизводство, многочисленные формы обязательной отчетности.

4) с перерегистрацией или завершением предпринимательской деятельности: перерегистрация при изменении корпоративной структуры или вида деятельности юридического лица, обязательная перерегистрация учредительных документов в связи с изменением законодательства; реорганизация, ликвидация и исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

По субъектам, осуществляющим регулятивное воздействие административные барьеры можно разделить на административные барьеры связанные с деятельностью:

1) федеральных органов исполнительной власти;

2) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) органов местного самоуправления;

Необходимо отметить, что возникновение административных барьеров обусловлено целым рядом причин.

1. Непоследовательность и несогласованность проводимых реформ в Российской Федерации. В некоторых случаях реформы ограничиваются разработкой и принятием федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации; государством не уделяется должного внимания анализу, прогнозу, моделированию и контролю их практической реализации. В результате создание необходимой нормативно-правовой базы сочетается с неэффективной правоприменительной практикой в реформируемых сферах, связанной, в том числе, с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями.

2. Нестабильность законодательства и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих сферу предпринимательской деятельности. Большое количество разрабатываемых нормативных правовых актов, изменений, вводимых в нормативные правовые акты, слабая понятийная проработка нормативных положений, большое количество отсылочных и бланкетных норм, направленных на регулирование предпринимательской деятельности.

3. Некачественная и малоэффективная правоприменительная деятельность исполнительных органов власти. Это связано с расширительным толкованием отдельных положений законодательных и иных нормативных правовых актов, превышением должностных полномочий, неточным исполнением возложенных на органы государственной власти полномочий, нарушением сроков осуществления процедур, с которыми связана реализация прав субъектов предпринимательства (выдача разрешений, лицензий, их продление) и т.д. 6