logo
Экономика / Е

8.3. Методы борьбы с административными барьерами

Цикл формирования, эксплуатации и разрушения административного барьера подробно описан в работе «Административные барьеры в экономике: институциональный анализ»1.

Выделяются два способа появления административного барь­ера: 1) как результат ошибочного решения государственных органов или пережиток прошлого и 2) как отражение личных интересов отдельных политически влиятельных субъектов или групп.

В первом случае существование административного барьера не приносит личной выгоды никакому политически влиятельно­му субъекту и его отмена не будет сопряжена с чьим-то активным противодействием и, следовательно, высокими издержками отмены.

Во втором случае отмена барьера зависит от соотношения степени влияния инициаторов его принятия и противодействующей стороны (см. соотношение отрицательного и положитель­ного спроса на институт — тема 9), что связано с высокими издержками.

8.3.1. Схема воспроизводства административного барьера

Процесс воспроизводства административных барьеров вклю­чает следующие этапы:

1) обнаружение инициатором принятия барьера возмож­ностей для получения бюрократической ренты путем законо­дательного закрепления специфического нормативного акта (документа);

2) разработка институционального проекта, обосновываю­щего необходимость принятия этого документа и его выгоду для общества (заказ на проведение опросов общественного мнения, экспертных оценок и т.д. с результатами голосования «за» документ);

3) лоббирование принятия документа (поиск предполагаемых рентополучателей, подкуп и т.д.);

4) введение документа в действие (реакция экономических субъектов, принужденных исполнять введенное правило);

5) противодействие со стороны экономических субъектов (разработка анти проекта, доказывающего неэффективность принятого документа, экспертные оценки, «уход в тень» и т.д.);

6) отмена или корректировка нормативного акта (административного барьера) посредством другого нормативного акта;

7) поиск новых возможностей для получения бюрократичес­кой ренты.

Решение о создании административного барьера принимается на основе анализа предполагаемых выгод и издержек. Издержки инициатора барьера можно разбить на две группы: 1) издержки, связанные с введением барьера (разработка институционального проекта, обоснование необходимости принятия барьера, лоб­бирование принятия соответствующего нормативного акта), и 2) текущие издержки (поддержание функционирования барьера, за исполнением и наложение санкций, противодей­ствие анти проектам).

На доходы от функционирования барьера влияют следующие факторы: количество трансакций, подпадающих под данное правило; стоимость одной трансакции; степень защищенности правила (жесткость санкций за невыполнение); риск отмены правила (юридическая частота, степень сопротивления пла­тельщиков, возможные альтернативные способы преодоления барьера); возможность обеспечения исключительных прав на доход.

Таким образом, можно сделать вывод, что существующие административные барьеры очень разнообразны. Они раз­личаются как по масштабам использования и стоимости для плательщиков, так и по степени проработанности институцио­нального проекта с точки зрения его принятия, снижения риска отмены, обеспечения исключительности рентного дохода для его создателя. Подобное разнообразие создает возможности для «размывания» барьера без реализации какого бы то ни было анти проекта либо облегчает его (анти проекта) осуществление, что приводит к разрушению административного барьера.

8.3.2. Разрушение административного барьера

Разрушение административного барьера может происходить естественным путем, решающими в данном случае являются временной фактор, а также способность инициатора барьера осуществлять контроль и получать ренту. Таким образом, мож­но выделить следующие способы естественного разрушения барьера:

1) «размывание» в результате потери исключительности (монополии на право получения ренты), расширения круга лиц, получающих ренту и не желающих нести издержки по поддер­жанию данного барьера;

2) ослабление и постепенная потеря контроля за экономи­ческими субъектам, уплачивающими ренту, вследствие институционализации альтернативных путей обхождения данного барьера и т.д.

Следует выделить и искусственный путь разрушения административного барьера:

1) осуществление анти проекта (отмена нормативного акта, устанавливающего административный барьер; блокирование его путем принятия нового нормативного акта и т.д.);

2) сговор экономических субъектов, уплачивающих ренту (в случае, если их немного и они могут договориться) решив­шихся на крупную единовременную выплату (взятку) полити­чески влиятельному инициатору барьера на проектной стадии принятия нормативного акта, устанавливающего барьер;

3) отсутствие преемственности в получении ренты в резуль­тате кадровых перестановок и нежелания нового политически влиятельного субъекта собирать ренту (по идеологическим, политическим или иным соображениям) и т.д.

Конечно, приведенный выше перечень путей разрушения административного барьера не полный и требует дальнейшей доработки. Однако исследования в этом направлении во многом помогают понять институциональную природу администра­тивных барьеров и позволяют разработать возможные методы борьбы с этим явлением.