logo
Административные барьеры и их влияние на экономическое развитие

1.3 Преодоление административных барьеров

Задача сокращения административных барьеров ставится многими государствами и международными организациями. К типичным административным барьерам, препятствующим ведению бизнеса, большинство относят следующие:

миграционные визы, разрешения на работу и трудоустройство:

предварительные разрешения на осуществление инвестиций;

регистрационные процедуры, включающие регистрацию компании; налогоплательщиков; в том числе в системе социального обеспечения; в муниципальных органах; прав на интеллектуальную собственность, имущественных прав, в том числе прав аренды и т.д.;

государственные лицензии на ведение бизнеса;

муниципальные лицензии на ведение бизнеса;

право на получение земельных участков, прав землепользования, права на долгосрочную аренду земли;

регистрация;

разрешения на строительство и строительные работы;

разрешения и согласования в вопросах охраны окружающей среды;

коммунальные услуги по водоснабжению, канализации, электроснабжению, телефонной связи, предоставление иных публичных услуг, в том числе право пользования газоснабжением, отоплением, местными или частными дорогами, интернетом и т.д.;

налоговая отчетность и контроль за уплатой налогов;

импортно-экспортные процедуры;

процедуры валютного обмена;

процедуры трудоустройства, оформления и расторжения трудовых отношений;

сертификация (стандартизация) продукции;

ключевые государственные инспекции (пожарные, санитарные, рабочие, природоохранные и т.д.).

Административные барьеры не просто являются препятствием на пути развития бизнеса и предпринимательства, но и создают иную государственную проблему, так как обычной реакцией малых предпринимателей на административные барьеры является уход в "теневую" экономику с целью снижения трансакционльных издержек и "бюрократических" рисков. В результате предприниматели лишаются возможности получать некоторые услуги, представляемые государственным сектором, снижаются поступления в бюджетную систему.

Решение проблемы теневого бизнеса становится одной из главнейших на сегодняшний день задач развития малого предпринимательства. В развитых странах к настоящему времени сложилась эффективная система мер, направленных на минимизацию ущерба от административных барьеров посредством как институциональных, так и правовых (законодательных) воздействий. В России использовались оба метода. Однако практика последних лет показала неэффективность институциональных методов (создание контролирующих организаций, институтов с координационными функциями) вследствие копирования отдельных не ключевых элементов институциональной системы развитых стран, и акцентировала внимание на мерах законодательного характера.

Серьезной проблемой является также коррупция в государственных и муниципальных органах власти, выступающая источником возникновения неравных условий хозяйствования, т.е. создания конкурентных преимуществ для одних субъектов хозяйствования и институциональных барьеров осуществления предпринимательской деятельности для других. Расширение коррупции обусловлено тем, что в отличие от романтических ожиданий формирования в России рыночной экономики американского или европейского типа в ней сложилась меркантилистическая экономика, характерная для латиноамериканских стран, главными чертами которой выступают высокая дифференциация населения по доходам и высокий уровень коррупции. Децильный коэффициент в России составляет около 14, в Европе - 6-8, а по уровню коррупции, оцениваемому индексом противодействия коррупции, Россия находится на 82-м месте после Эквадора и Боливии. 2