2.1 Регистрация предпринимательской деятельности
В соответствии со ст.34 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. 9 При этом органы государственной власти обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства. Однако слабость и неэффективность структур государственного регулирования и контроля в период трансформации российской экономики порождают ряд специфических трудностей в развитии малого и среднего бизнеса, определяемых большинством исследователей как административные барьеры.
Наибольшее количество административных барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, существует при входе на рынок. При этом подлежат применению основные законодательные акты, затрагивающие главные проблемные аспекты взаимоотношений государственных структур и предпринимателей при входе на рынок.
Первым нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 9, который является важным элементом административно-правового регулирования предпринимательской деятельности.
Положительными моментами указанного Федерального закона являются, во-первых, введение единого порядка регистрации по принципу "единого окна" по всей территории РФ и упрощение процедур регистрации. Вторым положительным моментом Закона №129-ФЗ является сокращение перечня предоставляемых документов для государственной регистрации. Также возможности предоставления документов в регистрирующий орган с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг в соответствии с п.1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ. Согласно ст.12 Закона №129-ФЗ, для юридических лиц - это заявление, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины; а для индивидуальных предпринимателей, в силу ст.22.1 Закона №129-ФЗ - это заявление, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, копия свидетельства о рождении, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица, подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица не содержит сведений о таком адресе, нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним, документ об уплате государственной пошлины. 9
К проблемным моментам применения Федерального закона относятся:
1. Допущение дублирования наименований юридических лиц.
Нормами ГК РФ, введенными в действие с 01 января 2008 года установлены требования, связанные с использованием фирменных наименований для коммерческих организаций. Статьей 1473 параграфа 76 ГК установлено, что юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Очень распространены случаи, когда юридическим лицом нарушаются требований статьи 1474 ГК, то есть использование одним юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения. В данном случае, право на подачу иска о прекращении использования фирменного наименования принадлежит юридическому лицу - правообладателю. Но такое право у него возникает, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. В данном случае у налогового органа нет права на отказ в государственной регистрации. Спор между юридическими лицами будет разрешаться в судебном порядке. 9
2. Отсутствие унифицированной системы идентификации субъектов предпринимательства и получение разных номеров при постановке на учет в различных ведомствах.
3. Реальные сроки регистрации (от недели до месяца) отличаются от официально декларируемых в законе (5 дней - ст.8 Закона №129-ФЗ 9).
4. Стоимость регистрации превышает установленный размер государственной пошлины в 4000 рублей для юридических лиц и 800 рублей для индивидуальных предпринимателей. Так как подпись заявителя в заявлении на регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. 1, 9
- Введение
- 1. Административные барьеры в малом и среднем бизнесе
- 1.1 Сущность административных барьеров
- 1.1.1 Административные барьеры с позиции теории поиска ренты и антимонопольного регулирования
- 1.1.2 Институционный анализ административных барьеров
- 1.1.3 Понятийная характеристика административных барьеров
- 1.2 Виды и классификация административных барьеров
- 1.3 Преодоление административных барьеров
- 2. Законодательная поддержка административных барьеров
- 2.1 Регистрация предпринимательской деятельности
- 2.2 Лицензирование предпринимательской деятельности
- 2.3 Государственные меры по устранению административных барьеров
- 3. Административные барьеры в строительстве
- 3.1 Мониторинг административных барьеров в строительстве
- 3.2 Разрушение административных барьеров в строительстве
- 2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров
- 5.1. Общие вопросы устранения административных барьеров
- 6.3.5. Законодательство о межведомственных комиссиях по устранению административных барьеров
- 11.1.4. Административные барьеры. Опыт работы Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров
- Снижение административных барьеров
- 2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров
- 8.3. Методы борьбы с административными барьерами
- Преодоление административных барьеров
- Устранение неоправданных административных барьеров при осуществлении государственного контроля экономической концентрации