logo
asprmp_TO-doc

6.3.5. Законодательство о межведомственных комиссиях по устранению административных барьеров

Устранению излишних административных барьеров в последнее время уделяется повышенное внимание на всех уровнях власти: принимаются соответствующие программы действий, разрабатываются законы и иные нормативные правовые акты. Для организации работы по выявлению и устранению излишних административных барьеров, тормозящих развитие предпринимательства, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» на разных уровнях создаются специальные межведомственные комиссии. До последнего времени такая комиссия функционировала и при Правительстве Российской Федерации, однако постановлением Правительства Российской Федерации 15 ноября 2003 г. № 691 она была упразднена. В связи с этим остается открытым вопрос о необходимости в будущем соответствующих комиссий в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

В Тверской области такая межведомственная комиссия по устранению административных барьеров действует с 2002 г. Кроме этого, комиссии действуют в МО «г. Тверь», Бельском, Весьегонском, Жарковском, Калязинском, Кимрском, Конаковском, Максатихинском, Пеновском, Рамешковском, Старицком и других районах, подобную комиссию намечено создать в Калининском районе.

Комиссии создавались в целях ослабления негативного влияния административных барьеров на деятельность субъектов МП, организации взаимодействия органов исполнительной власти разного уровня и предпринимателей в части решения вопросов ослабления административного давления на бизнес. В состав комиссий входят, в первую очередь, представители органов власти, кроме этого: предпринимательского сообщества, объединений предпринимателей. На заседания комиссий приглашаются также представители организаций инфраструктуры поддержки и не входящие в состав комиссий предприниматели.

Основным положительным моментом в деятельности межведомственных комиссий можно считать привлечение общественного внимания к действиям органов власти, создающим излишнее административное давление на бизнес. Однако, как показала практика деятельности данных комиссий, принимаемые ими решения не распространяются на те органы, которые в наибольшей степени препятствуют развитию предпринимательства.

Анализ деятельности комиссии, действующей на уровне Тверской области, и оценка эффективности принятых на ней решений содержатся в разделе 5.3 и Приложении 2.

***

На основании рассмотрения нормативной правовой базы, регулирующей поддержку малого предпринимательства в Тверской области, можно сделать следующие выводы.

  1. Областной закон о господдержке требует изменения, в связи с этим деятельность Департамента экономики и промышленной политики может быть одобрена. Вместе с тем данный закон требует более кардинальных изменений, чем предлагаемые Департаментом. В Областном законе должны появиться нормы-гарантии устойчивого развития малого предпринимательства, а также прозрачные механизмы осуществления тех или иных мер поддержки.

  2. Подход к разработке областных и муниципальных программ поддержки предпринимательства должен быть скорректирован. Необходимо готовить среднесрочные концепции развития предпринимательства, в которых прописывать основные направления политики области и муниципальных образований в отношении малого бизнеса. Потом исходя из концептуальных положений прописывать мероприятия по поддержке малого предпринимательства. При разработке программ поддержки должен учитываться небольшой финансовый потенциал региона, исходя из этого должны выбираться направления, учитывая максимальную отдачу на весь сектор предпринимательства.

  3. В программах поддержки необходимо больше внимания уделять всеобщим, а не адресным мерам поддержки. При этом целесообразно на данном этапе сосредотачиваться на одном-двух направлениях, а не распылять финансовые ресурсы по нескольким затратным направлениям, особенно кредитно-финансовым.

  4. Рекомендовать муниципальным образованиям разработать программы поддержки предпринимательства, хотя бы без статей, предполагающих бюджетное финансирование.

  5. Механизм установления территориальных приоритетов в развитии малого предпринимательства должен быть сохранен, однако существующие подходы к его осуществлению не говорят в пользу его будущей эффективности. Данный механизм должен быть прописан максимально подробно и прозрачно, а права и льготы субъектов МП должны быть существенными для них.