logo
лекцц

2.3.Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Равновесная ценаe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.

Рис. 2.6.3.1. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = QD = QS - равновесный объем производства.

Контрольные вопросы:

  1. Какие факторы определяют выбор потребителя? Что вы понимаете под рациональным потребительским поведением?

  2. Что характеризует кривая безразличия?

  3. Что такое спрос и потребность? Объясните закон спроса. Почему кривая спроса нисходящая?

  4. Как будет смещаться кривая спроса (вправо или влево) в данных ситуациях:

А. Товар вышел из моды

Б. Цена взаимозаменяемого товара повысилась.

В. Ожидается снижение цен.

Г. В стране возросла рождаемость.

5.Что такое рыночное предложение? Какова связь между ценой и предложением?

6.Перечислите факторы ,влияющие на предложение товара? Объясните, как и в каком направлении влияет каждый фактор.

7.Что такое рыночное равновесие, равновесная цена и равновесный объем?

8.Что означает мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие? Что такое «нормальная» рыночная цена.

9.Почему спрос на землю растет постоянно на протяжении всего периода существования человечества?

10.Объясните сточки зрения производственного спроса на факторы производства, почему такие профессии, как пряха, кузнец и т.п, стали «умирающими», ведь изделия ручного труда достаточно высоко ценятся?

12.Рассматривая предпринимательские способности в качестве факторов производства, объясните, почему при переходе к рыночной системе в России возрос спрос на фактор предпринимательства?