Общественные блага.
Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.
Следует отметить, что понятия «рынок «и «рыночная экономика» не являются тождественными. Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты:
свобода предпринимательства (полная самостоятельность хозяйственной деятельности, экономическая ответственность и рационализм);
свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества);
конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.
При рассмотрении рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).
Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.
Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).
Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов1.
Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (прежде всего путем потребления товаров и услуг).
Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли (максимального дохода). Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.
Государство – еще один участник модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Оно предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.
Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений. Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства. Рыночный механизм не может предоставить общественные блага.
К общественным относятся такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: несоперничество и неисключаемость из потребления. Неисключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспечить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя всем другим. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребления могут воспользоваться любые лица. Независимо от того, платили они за эти блага или нет.
К общественным благам относятся: национальная оборона, законотворческая деятельность государства, общественный порядок, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага.
Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени. Классический пример – национальная оборона.
У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Например, автодороги, здравоохранение, коммунальные услуги и т.д. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки дороги. Следовательно, неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд. Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются частными и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него.При производстве общественных благ возникает проблема «безбилетника», т.е. ситуация, когда лицо пользуется благом, не заплатив за него.
- 150048, Г. Ярославль, Московский проспект, 151, телефон 44-99-36 Аннотация
- Содержание
- Пояснительная записка
- Введение
- 1. Что должно производиться и в каких количествах?
- 2. Как будут производиться товары, т.Е. Кем, с помощью каких ресурсов и
- 3. Для кого предназначаются производимые товары'?
- Лекция №1.Основные концепции экономики
- Введение в экономику.
- 1.2 Альтернативная стоимость и факторы производства.
- Материальные и нематериальные блага.
- 1.2 Альтернативная стоимость и факторы производства.
- 1.3.Специализация, обмен, абсолютные и относительные преимущества.
- 1.4.Экономические системы, рациональность и стимулы
- Лекция №2. Микроэкономика
- 2.2.Предложение
- 2.3.Рыночное равновесие
- Лекция № 3. Фирма и теория производства
- 3.1 Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль.
- Фирма и теория производства.
- Лекция №4. Отрасль, конкуренция, рыночные структуры.
- Совершенная конкуренция
- Монополия.
- 4.3 Монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония. Антимонопольное законодательство.
- I . Картельное соглашение.
- Лекция № 5. Рынки факторов производства
- 5.1 Рынок труда.
- 5.2 Рынок капитала и земли.
- Лекция №6. Несостоятельность рынка и государственное регулирование.
- Общественные блага.
- 6.2.Внешние эффекты.
- 6.3. Распределение доходов.
- Лекция №7. Макроэкономика и международная экономика.
- 7.1.Предмет и особенности макроэкономического анализа.
- 7.2.Валовой внутренний продукт.
- 7.3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 7.4. Деньги и банки.
- Лекция № 8. Макроэкономические проблемы.
- 8.1. Инфляция.
- 1) Индекс стоимости жизни
- 2) Индекс оптовых цен
- 3) Дефлятор внп (индекс цен на конечные товары и услуги)
- Причины инфляции
- Особенности современной инфляции.
- 8.2.Безработица
- 8.3.Экономический рост и развитие.
- 8.4.Экономические циклы.
- Лекция № 9. Макроэкономическая политика.
- 9.1 Денежная политика.
- 9.2.Фискальная политика.
- Лекция №10. Международная политика.
- 10.1.Международная торговля.
- 10.2.Международные финансы.
- 10.3.Глобальные экономические проблемы.
- 1.Демография: динамика, процессы и тенденции
- 2.Продовольственное обеспечение населения планеты
- 3.Топливно-сырьевая ситуация в современном мире
- 4.Сохранение мира, разоружение и конверсия военного производства
- 5.Экологические перегрузки: экономические аспекты
- Лекция №11. Бизнес.
- 11.1.Предпринимательство и предприниматель.
- 11.2.Предприятия и их организационные формы.
- 11.4. Менеджмент
- 11.5. Маркетинг.
- 11.6. Бизнес – план.
- Лекция №12.Финансы.
- 12.1.Финансирование бизнеса. Ценные бумаги.
- 12.2.Страхование.
- 12.3.Учет.
- Лекция № 13.Российская экономика.
- 13.1.Становление рыночной экономики в современной России.
- 13.2.Современная Российская экономика.
- Список использованной литературы