logo
лекцц

I . Картельное соглашение.

Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей.

Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж.

При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.

Препятствия для тайного сговора:

Способы сокращения монопольной власти:

1) Антимонопольное законодательство. Направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

2) Экономическое регулирование естественных монополий (прямое или косвенное). Рассмотрим модель регулируемой естественной монополии.

3) Формирование государственной собственности, т.е. вместо того, чтобы регулировать естественную монополию, находящуюся в частном владении, государство становится собственником монополии. Однако, как показала практика, стремление к прибыли – более надежная гарантия профессионального управления фирмой, чем кабинка для голосования.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое конкуренция, каковы ее основные функции в рыночной экономике. Охарактеризуйте основные типы конкурентного поведения.

  2. В чем различие понятий «монополия» и «монопольная власть»?

  3. Опишите возможные естественные и искусственные барьеры входа на рынок.

  4. Что такое естественная монополия?

  5. Что характерно для кривой спроса чистого монополиста?

  6. Каким путем чистый монополист максимизирует прибыль и минимизирует убытки?

  7. Существуют ли сегодня рынки «чистой», «идеальной» конкуренции

  8. Объясните, почему монополизация наносит вред всему обществу?

  9. Охарактеризуйте основные методы антимонопольной деятельности государства?

  10. Рассмотрите антимонопольную деятельность государства в России.

  11. «Чистый» монополист может повышать цену на свой товар безгранично: ведь он – один-единственный производитель в отрасли. Кривая спроса на его товар – абсолютно неэластична. Вы согласны с этим утверждением?

  12. Может ли монополист снижать цену каждой последующей единицы продукции, не снижая при этом цену предшествующих единиц?

  13. Какие из перечисленных факторов можно отнести к источникам монопольной власти фирмы: