Монополия.
В переводе с греческого языка термин «монополия» означает «одни продающий». В экономической теории есть два толкования этого термина – широкое и узкое.
Широкое толкование звучит так:
Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Если такое право принадлежит фирме, то это означает, что она обладает монопольной властью. Монопольная власть дает фирме возможность влиять на цену товара. Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.
Если фирма является единственным продавцом товара, который не имеет близких заменителей, то потребитель сталкивается с чистой монополией.
Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.
Не следует отождествлять понятия «чистая монополия» и «монопольная власть»: это не одно и то же. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистым монополистом.
В узком смысле, монополия – это фирма – единственный поставщик уникального продукта.
Рассмотрим характерные черты чистой монополии:
понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
покупатели не имеют возможности выбора;
чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.
Входные барьеры служат для поддержания монопольной власти, для сохранения её в долгосрочном периоде. Но их можно рассматривать и как причины возникновения монополии. Существует 2 вида входных барьеров:
естественные, которые возникли по экономическим причинам;
искусственные, которые создаются институциональным путем.
Основные виды естественных барьеров:
экономия от масштабов производства. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками. Таким образом возникает естественная монополия. Естественная монополия – это фирма, способная обеспечить рыночный спрос на какой-либо товар с минимальными средними издержками в долговременном периоде.
размер рынка. Иногда условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме. Например, ресторан в небольшом населенном пункте.
контроль над ключевыми ресурсами производства на основе владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.
Искусственные барьеры :
патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции на определенное время. Смысл патента или авторских прав – стимулирование творческой активности.
лицензии правительства на право заниматься каким-либо видом деятельности.
нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов (угроза, шантаж и т.д.). Сегодня жесткие меры монополии запрещены.
Не следует преувеличивать силу монопольной власти. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией, т.е. в определенной мере она также ограничена в своих действиях:
условиями рыночного спроса
конкуренцией со стороны импорта
потенциальной конкуренцией в связи с появлением товаров-заменителей в условиях НТР
конкуренцией за бюджет потребителя со стороны других фирм, каждая из которых стремится занять как можно более существенное место в бюджете потребителя
антимонопольным законодательством, которое принято во всех развитых странах.
Таким образом, чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является крайней формой рыночной структуры. Чистая монополия, возникну на базе рыночной экономики, функционирует по законам рынка.
- 150048, Г. Ярославль, Московский проспект, 151, телефон 44-99-36 Аннотация
- Содержание
- Пояснительная записка
- Введение
- 1. Что должно производиться и в каких количествах?
- 2. Как будут производиться товары, т.Е. Кем, с помощью каких ресурсов и
- 3. Для кого предназначаются производимые товары'?
- Лекция №1.Основные концепции экономики
- Введение в экономику.
- 1.2 Альтернативная стоимость и факторы производства.
- Материальные и нематериальные блага.
- 1.2 Альтернативная стоимость и факторы производства.
- 1.3.Специализация, обмен, абсолютные и относительные преимущества.
- 1.4.Экономические системы, рациональность и стимулы
- Лекция №2. Микроэкономика
- 2.2.Предложение
- 2.3.Рыночное равновесие
- Лекция № 3. Фирма и теория производства
- 3.1 Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль.
- Фирма и теория производства.
- Лекция №4. Отрасль, конкуренция, рыночные структуры.
- Совершенная конкуренция
- Монополия.
- 4.3 Монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония. Антимонопольное законодательство.
- I . Картельное соглашение.
- Лекция № 5. Рынки факторов производства
- 5.1 Рынок труда.
- 5.2 Рынок капитала и земли.
- Лекция №6. Несостоятельность рынка и государственное регулирование.
- Общественные блага.
- 6.2.Внешние эффекты.
- 6.3. Распределение доходов.
- Лекция №7. Макроэкономика и международная экономика.
- 7.1.Предмет и особенности макроэкономического анализа.
- 7.2.Валовой внутренний продукт.
- 7.3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 7.4. Деньги и банки.
- Лекция № 8. Макроэкономические проблемы.
- 8.1. Инфляция.
- 1) Индекс стоимости жизни
- 2) Индекс оптовых цен
- 3) Дефлятор внп (индекс цен на конечные товары и услуги)
- Причины инфляции
- Особенности современной инфляции.
- 8.2.Безработица
- 8.3.Экономический рост и развитие.
- 8.4.Экономические циклы.
- Лекция № 9. Макроэкономическая политика.
- 9.1 Денежная политика.
- 9.2.Фискальная политика.
- Лекция №10. Международная политика.
- 10.1.Международная торговля.
- 10.2.Международные финансы.
- 10.3.Глобальные экономические проблемы.
- 1.Демография: динамика, процессы и тенденции
- 2.Продовольственное обеспечение населения планеты
- 3.Топливно-сырьевая ситуация в современном мире
- 4.Сохранение мира, разоружение и конверсия военного производства
- 5.Экологические перегрузки: экономические аспекты
- Лекция №11. Бизнес.
- 11.1.Предпринимательство и предприниматель.
- 11.2.Предприятия и их организационные формы.
- 11.4. Менеджмент
- 11.5. Маркетинг.
- 11.6. Бизнес – план.
- Лекция №12.Финансы.
- 12.1.Финансирование бизнеса. Ценные бумаги.
- 12.2.Страхование.
- 12.3.Учет.
- Лекция № 13.Российская экономика.
- 13.1.Становление рыночной экономики в современной России.
- 13.2.Современная Российская экономика.
- Список использованной литературы