Государственная доля в уставном капитале акционерных обществ
Годы | Всего АО с государственной долей в уставном капитале | Доля государства в уставном капитале | |||
100 % | Более 50 % | 25-50 % | Менее 25 % | ||
1999 | Около 4000 | 382 | 470 | 1601 |
|
2001 | 3524 | 61 | 506 | 1211 | 1746 |
Как правило, это крупные предприятия, входящие в биржевой листинг.
Что же представляют собой акционерные общества и процесс акционирования как экономические категории с точки зрения акционирования железнодорожного транспорта в рамках концепции развития структурной реформы железнодорожного транспорта
Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 96) трактует акционерное общество как организационно-правовую форму: «Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций».
Федеральный закон от 26.12.95 № 208 «Об акционерных обществах» трактует понятие акционерного общества так: «Акционерным обществом (далее – обществом) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу».
В том и другом определении основополагающее – это разделение уставного капитала на определенное число акций.
Вторая составляющая определяет некоторые элементы внутренних отношений акционерного общества. При этом в первом определении речь идет только о риске убытков, а во втором – о наличии прав участников в обществе, тогда как в акционерном обществе есть множество категорий, определяющих его деятельность и взаимоотношения внутри общества.
Для авторского определения акционерного общества рассмотрим понятие «производственные отношения».
Категория «производственные отношения» как понятие пришло в современную экономическую науку из классической политической экономии капитализма, основателями которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения; и только в рамках этих общественных связей и отношений существует отношение к природе, имеет место производство» [27]. Постепенно сформировалось очень удобное в методическом аспекте определение производственных отношений как «объективно складывающихся отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ» [61].
Производственные отношения формируют своеобразный критерий для дифференциации одной ступени общественного развития от другой – в этом заключается их важное методологическое значение. В структуре производственных отношений обычно выделяют две стороны: производственно-техническую и производственно-экономическую. Первая сторона обусловлена особенностями и потребностями технологии и организации производства. Вторая сторона определяется отношениями собственности и выражает отношения людей по поводу присвоения средств производства.
Авторская трактовка акционерного общества заключается в следующем: «Акционерное общество – это форма производственных отношений, основанная на объединении финансовых и имущественных средств юридических и физических лиц с целью производства продукции или оказания услуг, уставный капитал которого разделен на акции».
Акционерное общество со стопроцентным пакетом акций, находящимся в государственной собственности, – это форма производственных отношений, в основе которых находятся процессы делегирования полномочий по управлению этим пакетом в форме доверительного управления, безвозмездной передачи или продажи на рынке.
Акционирование как процесс создания акционерного общества проявляется в форме:
– организации складочного капитала;
– привлечения капитала;
способа изменения формы собственности;
организации управления предприятиями,
а также как:
– механизм функционирования корпораций;
– механизм глобализации и интернационализации мировой экономики.
Рассмотрим эти понятия с точки зрения акционирования железнодорожного транспорта в рамках Концепции.
Суть складочного капитала заключается в том, что вклады нескольких инвесторов объединяются в единый капитал – уставный фонд акционерного общества. При этом собственником уставного капитала становится объединение владельцев. Размер средств, вложенных в уставный капитал акционерного общества, определяется количеством акций, принадлежащих инвестору. Особенность складочного капитала акционерного общества состоит в том, что после образования уставного фонда вкладчик владеет не конкретным имуществом, а акциями, которые являются свидетельством о вложении средств в уставный капитал. При этом средства, вложенные в уставный фонд, не могут быть изъяты, т.е. акция не дает право на имущество общества. Таким образом, акционирование представляет собой форму объединения и сохранения всего имущественного комплекса акционерного общества.
При акционировании железнодорожного транспорта со стопроцентным пакетом акций, принадлежащим государству, использование понятия «складочный капитал» не уместно, т.к. весь уставный капитал акционерного общества формирует государство, будучи при этом единственным акционером. Такой подход к акционированию противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации и федеральному Закону «Об акционерных обществах», т.к. в этих нормативных актах не содержится понятия акционерного общества, состоящего из одного акционера. Вместе с Законом Российской Федерации «О приватизации…» [62, 63] определен порядок акционирования и управления акционерным обществом со 100 % акций, закрепленными в государственной или муниципальной собственности.
Акционирование как форма привлечения капитала существенно отличается от других форм привлечения средств. Кредиты банков, вексельные обязательства, облигационные займы как формы привлечения капитала имеют три существенные особенности: срочность, возвратность, платность, т.е. заемные средства должны быть возвращены в указанные договором сроки (с оплатой за их пользование).
Акционирование же представляет собой безвозвратное кредитование: купленная акция не может быть возвращена акционерному обществу. Что касается платности, то эта особенность не гарантированна (кроме привилегированных акций), т.к. с одной стороны она зависит от наличия прибыли, а с другой – от решения совета директоров. При этом общее собрание акционеров может согласиться с решениями совета директоров по установлению размеров дивидендов или уменьшить их.
В случае закрепления в государственной или муниципальной собственности 100 % акций акционирование как форма привлечения капитала проявиться не может. При этом могут быть реализованы только традиционные формы привлечения капитала (в особенности, облигационные займы). Однако и в этом случае имеются некоторые ограничения: облигации не могут быть конвертируемыми из-за незыблемости стопроцентного пакета акций, принадлежащего государству.
При акционировании предприятия при любом раскладе долей в уставном капитале изменяется форма собственности. При акционировании со 100 % пакетом акций, принадлежащим государству, собственность нельзя назвать коллективной и, тем более, приватной. Однако она уже не является государственной. В этом случае возникает особая форма собственности: акционерная с одним акционером в лице государства. Не меняется форма собственности и при передаче пакетов акций в доверительное управление другим юридическим или физическим лицам.
Акционерные общества на верхних управленческих уровнях имеют отличную от государственных унитарных предприятий организационную структуру управления: общее собрание акционеров, совет директоров, правление, ревизионная комиссия. При этом необходимо отметить, что на средних и, в особенности, на нижних управленческих уровнях преобладают традиционные иерархические структуры управления.
В связи с акционированием появляются такие понятия, как право голоса, контрольный и блокирующий пакеты акций, привилегированная акция, «золотая акция», консолидация инвесторов, квотирование акций и др. Эти понятия определены одним обстоятельством – акционер имеет право на управление акционерным обществом. При всей многозначительности этого права оно проявляется лишь на общем собрании акционеров. Акционер управляет акционерным обществом только в форме утверждения учредительных документов и избрания членов совета директоров. Оперативное же управление реализует правление – не выборный орган.
Контрольный пакет акций нельзя рассматривать только как количественную величину, превышающую половину, две трети или три четверти пакета акций. При значительном распылении акций эти доли могут существенно уменьшаться и при некоторых обстоятельствах пакет акций в 15 – 20 % может стать контрольным.
При 100 % пакете акций, принадлежащим государству, управление акционерным обществом осуществляет назначенный государством коллегиальный орган – совет директоров. За ним – выработка и принятие решений по важнейшим вопросам деятельности предприятия.
Закрепление контрольного пакета акций важная, но не главная задача акционерного общества. Более актуальным является привлечение инвестиций, т.к. только с помощью их можно говорить о диверсификации деятельности и расширении рынка.
В перспективе продажа акций на рынке неизбежна. Возникает вопрос: как получить инвестиции, сохранив за собой реальное управление предприятием Ведь для инвестора лучшей гарантией возврата вложенных средств является наличие контрольного пакета акций. К этому всегда стремятся крупные инвесторы.
Кроме хорошо известных путей – привилегированные акции и «золотая акция» – имеется еще один путь, направленный на размывание роли акционеров в управлении предприятием. Речь идет о создании многоуровневого холдинга с множеством мелких инвесторов на первом – нижнем управленческом уровне.
Однако пакет акций мелких инвесторов, как показала практика первых лет работы акционерных обществ, постоянно сокращается. К тому же есть процесс консолидации мелких инвесторов вокруг руководителей предприятия. Таким образом, уже на начальном этапе реформирования, т.е. при создании акционерного общества должна быть разработана концепция квотирования акций, иначе говоря, разработан механизм управления с учетом пакетов акций всех типов инвесторов.
Если предположить, что железнодорожный транспорт в перспективе будет представлять собой многоуровневый холдинг, то можно утверждать, что государству достаточно 20-25 % акций для его управления.
Вместе с тем, во всех случаях государство оставляет за собой специальное право («золотая акция») управления железнодорожным транспортом.
Глобализация экономики – процесс объективный в силу сложившихся к концу 20-го столетия в мировом сообществе диспропорций, вызванных не только и не столько размещением мировых источников сырья, а историческими особенностями развития общества.
Наличие (открытие, развитие) новых рынков в связи с глобализацией побуждает востребованность транспортных услуг.
Транспортная система России и, прежде всего, железнодорожный транспорт находится между двумя развитыми регионами – Европой и Юго-Восточной Азией. Бурное развитие экономических связей между этими регионами, а также устремление их к рынкам бывшего СССР способствуют востребованию железнодорожного транспорта России.
Глобализация всегда предполагает функциональную интеграцию и усиление внутрифирменной торговли, что сопровождается транспортными издержками. Таким образом, в условиях глобализации резкого сокращения транспортных услуг не предвидится.
- Глава 2 акционирование и приватизация: проблемы и решения
- Глава 2 акционирование и приватизация: проблемы и решения
- Их статусом
- Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг
- 2.3. Некоторые проблемы приватизации
- 2.4. Адаптивная стратегия приватизации
- Адаптации выделенных в ходе приватизации структур
- 2.5. Акционерная собственность работников предприятия
- 2.5.1. Некоторые подходы к определению категории
- 2.5.2. Esop и проблемы управления собственностью
- 2.5.3. Преимущества и недостатки акционерной собственности
- 2.6. Приватизация: пути и содержание новых подходов
- 2.7. Некоторые особенности акционирования железнодорожного транспорта
- 2.7.1. Методологические особенности акционирования
- Государственная доля в уставном капитале акционерных обществ
- 2.7.2. Варианты формирования транспортной корпоративной структуры
- Литература к главе 2