Глава 2 акционирование и приватизация: проблемы и решения
По мере проникновения рыночных механизмов в отраслевую экономику, ускорения процессов разгосударствления и появления негосударственных структур неизбежно встает вопрос и о возникновении рынка ценных бумаг. Появление ценных бумаг (фондовых активов) как разновидности капитала на рынке железнодорожного транспорта объективно и исторически всегда происходит потому, что развитие отрасли, усложнение коммерческой и производственной деятельности железных дорог требует привлечения все большего объема кредитных ресурсов. Появившись как форма кредитного документа, дающего владельцу право на определенный и регулярный доход, ценная бумага (акции, облигации, векселя и т.п.) в дальнейшем начинает жить самостоятельной жизнью в качестве титула собственности. Это проявляется в том, что рыночная стоимость (совокупная курсовая цена бумаг) изменяется не только под действием изменения реальных активов, олицетворяющих ценные бумаги, но и в зависимости от других факторов, например, социально-политической обстановки в стране. Независимая от реальных активов жизнь ценных бумаг проявляется и в самостоятельном обращении на фондовом рынке.
Основная функция формирующегося на железнодорожном транспорте рынка ценных бумаг – это мобилизация денежных ресурсов вкладчиков для целей организации и расширения производства, увеличения объемов перевозок, повышения качества услуг и т.д.
В нашей стране наибольшее развитие на рынке ценных бумаг получили акции. Акция происходит от голландского слова «actie» (немецкого «Aktie») и представляет собой один из видов ценных бумаг, эмитируемых акционерным обществом (АО), и отражающих долю инвестора в уставном фонде общества. В практике современных западных рынков акции не составляют большинства ценных бумаг, находящихся в обороте. Однако в России они играют ведущую роль на рынке ценных бумаг из-за замедленного темпа развития всех других элементов фондового рынка, а также массовой приватизации в начале 90-х годов.
В соответствии со структурной реформой на железных дорогах России предполагается создание акционерного общества с последующей приватизацией.
В связи с этим становится особенно актуальным изучение теоретико-прикладных вопросов акционирования на федеральном железнодорожном транспорте.
Структура акционерного капитала: типы инвесторов
Значение инвесторов на рынке акций трудно переоценить, ибо фондовый рынок существует и развивается только в том случае, если в его основе лежит интерес инвестора к приобретению ценных бумаг. Залог успеха на фондовом рынке – понимание интересов инвестора, предложение ему именно тех ценных бумаг, которые соответствуют его потребностям. Существует много схем классификаций инвесторов по разным признакам. Исходя из наиболее значимого признака (статуса), всех инвесторов можно разделить на три группы: индивидуальные (физические лица); институциональные (коллективные) и профессионалы рынка [50] (рис. 2.1).
В результате реформирования федерального железнодорожного транспорта на фондовых рынках России неизбежно появятся новые институциональные (корпоративные) инвесторы. Однако сегодня позиции новых корпоративных инвесторов на фондовом рынке весьма неопределенны. Это обусловлено, прежде всего, тем, что на текущий момент нет ясности в вопросах структуры акционерного капитала ОАО «Российские железные дороги».
Капитал акционерного общества выполняет три основных функции: гарантийную, стартовую и структурную. Суть последней «состоит в определении доли каждого акционера в капитале, а тем самым в доходе и управлении обществом» [60. Таким образом, структура акционерного капитала влияет на эффективность управления.
И Н В Е С Т О Р Ы
|
| ||||||||||||||||
|
| |
| |
| ||||||||||||
Индивидуаль-ные |
| Институциональные |
| Профессионалы рынка |
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| | Банки | |||||||||||
|
| | Государство |
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| | Фондовые посредники | |||||||||||
|
| | Корпоративные инвесторы |
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
| | Специализированные институты |
|
| ||||||||||||
|
| |
| |
| ||||||||||||
|
|
|
Инвестиционные институты |
| Специализированные фонды и компании (пенсионные фонды, страховые компании и т.д.). | ||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
| | Инвестиционные компании |
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
| | Инвестиционные фонды |
|
|
Рис. 2. 1.Схема классификации инвесторов, определяемая
- Глава 2 акционирование и приватизация: проблемы и решения
- Глава 2 акционирование и приватизация: проблемы и решения
- Их статусом
- Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг
- 2.3. Некоторые проблемы приватизации
- 2.4. Адаптивная стратегия приватизации
- Адаптации выделенных в ходе приватизации структур
- 2.5. Акционерная собственность работников предприятия
- 2.5.1. Некоторые подходы к определению категории
- 2.5.2. Esop и проблемы управления собственностью
- 2.5.3. Преимущества и недостатки акционерной собственности
- 2.6. Приватизация: пути и содержание новых подходов
- 2.7. Некоторые особенности акционирования железнодорожного транспорта
- 2.7.1. Методологические особенности акционирования
- Государственная доля в уставном капитале акционерных обществ
- 2.7.2. Варианты формирования транспортной корпоративной структуры
- Литература к главе 2