logo
экономика вопросы

17. Спрос и предложение. Равновесная рыночная цена

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Спрос - это количество товара, которое потребители готовы и желают приобрести за одну цену, на данном рынке, на протяжении данного периода. Величина спроса - количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Спрос – это потребность, выраженная в деньгах. Спрос бывает:

1. Индивидуальный

2. Рыночный

3. Агрегированный (совокупный)

Закон спроса: Если цена какого-либо товара повышается (другие условия неизменны), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Если на рынок поступает большое количество какого-либо товара, то при прочих равных условиях он может быть реализован по менее высокой цене.

Факторы изменения рыночного спроса (в предположении независимости каждого индивида на рынке):

  1. Изменениие денежных доходов населения.

  2. Изменение цен на товары-заменители.

  3. Изменения в структуре населения.

  4. Экономическая политика правительства.

  5. Мода и реклама.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Закон ценообразования

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

— Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

— Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

Методы ценообразования

Различают два подхода в методологии ценообразования: стоимостный и затратный, и полезностный. Стоимостный и затратный метод опирается на трудовую теорию стоимости Маркса. Согласно ей, цена определяется совокупностью затрат на производство, или издержками производства. К ним производители добавляют определённую сумму денег, составляющую, чаще всего, среднюю прибыль. Однако подход к ценообразованию на основе трудовой теории стоимости испытывает значительные трудности в определении цены товаров и услуг, не имеющих трудового происхождения (например, цена земли и природных ресурсов в целом), являющихся естественным фактором производства. Полезностный подход к ценообразованию опирается в целом, на маржинализм. Этот подход исходит из субъективного желания потребителя извлечь максимум полезности из своих ограниченных ресурсов (бюджета). В конце XIXв. английский экономист А. Маршалл соединил оба подхода в целостной теории рынка. В современной западной экономике большинство фирм используют для формирования цен « метод полных затрат » (сумма всех издержек производства с добавлением надбавки на прибыль, отнесенные на единицу продукции).

Механизм ценообразования

Механизм ценообразования включает следующие технологические стадии: изучение допустимого уровня цены и качества товара на различных рынках; определение уровня издержек производства и реализации товара в зависимости от объёма производства и с учетом фактора времени, а также уровня цен на оборудование, сырьё и материалы; оценка возможной массы прибыли и чистой прибыли при различных объёмах продаж с учётом выплаты налогов, процентов за кредит и других обязательных платежей из прибыли; оценка конкурентоспособности данного товара; согласование уровня надбавок и скидок к цене с основными покупателями товара; постоянное изучение конъюнктуры рынка и эффективности цены, своевременное её снижение для расширения масштабов спроса. Механизм ценообразования требует наличия достаточного объёма ценовой информации и компетенции работников.

В ситуации аукциона или взаимного торга между покупателем и продавцом, мы видим и слышим только реакцию продавцов и покупателей на предложения каждой стороны, участвующей в торге. О скрытых побудительных мотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именно они и представляют механизм ценообразования.