17. Спрос и предложение. Равновесная рыночная цена
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.
Спрос - это количество товара, которое потребители готовы и желают приобрести за одну цену, на данном рынке, на протяжении данного периода. Величина спроса - количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Спрос – это потребность, выраженная в деньгах. Спрос бывает:
1. Индивидуальный
2. Рыночный
3. Агрегированный (совокупный)
Закон спроса: Если цена какого-либо товара повышается (другие условия неизменны), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Если на рынок поступает большое количество какого-либо товара, то при прочих равных условиях он может быть реализован по менее высокой цене.
Факторы изменения рыночного спроса (в предположении независимости каждого индивида на рынке):
Изменениие денежных доходов населения.
Изменение цен на товары-заменители.
Изменения в структуре населения.
Экономическая политика правительства.
Мода и реклама.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8. Размеры рынка
Закон ценообразования
На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:
— Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
— Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.
Методы ценообразования
Различают два подхода в методологии ценообразования: стоимостный и затратный, и полезностный. Стоимостный и затратный метод опирается на трудовую теорию стоимости Маркса. Согласно ей, цена определяется совокупностью затрат на производство, или издержками производства. К ним производители добавляют определённую сумму денег, составляющую, чаще всего, среднюю прибыль. Однако подход к ценообразованию на основе трудовой теории стоимости испытывает значительные трудности в определении цены товаров и услуг, не имеющих трудового происхождения (например, цена земли и природных ресурсов в целом), являющихся естественным фактором производства. Полезностный подход к ценообразованию опирается в целом, на маржинализм. Этот подход исходит из субъективного желания потребителя извлечь максимум полезности из своих ограниченных ресурсов (бюджета). В конце XIXв. английский экономист А. Маршалл соединил оба подхода в целостной теории рынка. В современной западной экономике большинство фирм используют для формирования цен « метод полных затрат » (сумма всех издержек производства с добавлением надбавки на прибыль, отнесенные на единицу продукции).
Механизм ценообразования
Механизм ценообразования включает следующие технологические стадии: изучение допустимого уровня цены и качества товара на различных рынках; определение уровня издержек производства и реализации товара в зависимости от объёма производства и с учетом фактора времени, а также уровня цен на оборудование, сырьё и материалы; оценка возможной массы прибыли и чистой прибыли при различных объёмах продаж с учётом выплаты налогов, процентов за кредит и других обязательных платежей из прибыли; оценка конкурентоспособности данного товара; согласование уровня надбавок и скидок к цене с основными покупателями товара; постоянное изучение конъюнктуры рынка и эффективности цены, своевременное её снижение для расширения масштабов спроса. Механизм ценообразования требует наличия достаточного объёма ценовой информации и компетенции работников.
В ситуации аукциона или взаимного торга между покупателем и продавцом, мы видим и слышим только реакцию продавцов и покупателей на предложения каждой стороны, участвующей в торге. О скрытых побудительных мотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именно они и представляют механизм ценообразования.
- Экономика
- Экономические науки. Предмет и практическая значимость экономической теории.
- Система экономических категорий и законов
- Разделение труда и его роль в развитии рыночных отношений
- Виды и формы разделения труда.
- Понятие собственности. Юридический и экономический аспекты
- Многообразие видов и форм собственности. Национализация, разгосударствление и приватизация
- Рынок. Виды рынка. Инфраструктура рынка.
- Товар и его свойства: потребительная стоимость и стоимость
- Деньги. Происхождение, формы стоимости, функции
- 10. Влияние производительности и интенсивности труда на величину стоимости товара
- Процесс производства.
- Рабочая сила. Номинальная и реальная заработная плата
- Прибыль. Норма и масса прибыли.
- 14. Кругооборот и оборот капитала. Время и скорость оборота.
- 15. Основной и оборотный капитал.(мало!!!)
- 16. Амортизация капитала. Норма амортизации.
- 17. Спрос и предложение. Равновесная рыночная цена
- 18. Изменение уровня равновесной рыночной цены под действием неценовых факторов
- 19. Эластичность спроса на товар.
- 20. Предельная полезность. Законы Госсена
- 21. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда
- 22. Занятость и безработица. Социально-экономические последствия безработицы
- 23. Рынок земли: основные характеристики.
- 25. Денежный рынок. Количество денег, необходимое для обращения
- 26. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг.
- 27. Операционный, спекулятивный, общий спрос на деньги
- 28. Предложение денег. Регулирование денежного рынка
- 29. Инфляция: сущность и виды. Социально-экономические последствия инфляции
- 30. Внутренние и внешние издержки.
- 31. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.
- 32. Классификация издержек: постоянные и переменные совокупные, средние и предельные
- 33. Рынок совершенной конкуренции
- 34. Рынки несовершенной конкуренции: монополии, олигополии, монополистическая конкуренция
- 35. Система показателей национальной экономики. Ввп и внд.
- 36. Макроэкономическое равновесие. Модели равновесия. Модель ad-as.
- 37. Кейнсианский крест. Модель is-lm.
- 38. Экономический рост. Измерение экономического роста. Качество экономического роста.
- 39. Цикличность экономического развития. Виды экономических циклов
- 40. Государственное регулирование национальной экономики.
- 41. Банки и банковская система. Центральный банк, его функции.
- Коммерческие банки в России
- 42. Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.
- 22.2. Ставки налогообложения
- 43. Финансовая система. Фискальная политика государства
- 44. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит.
- 45. Государственный долг.
- 46. Благосостояние населения. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини