40. Государственное регулирование национальной экономики.
Государство как экономический центр осуществляет регулирование экономики страны. Инициатива государства направлена на самоорганизуемый, саморегулируемый объект. Государство вмешивается в данные процессы экономической системы. Регулирование осуществляется посредством воздействия на экономику, преобразованием хозяйственного механизма, присущего данной национальной экономике.
Процесс саморегулирования экономики является процессом реализации экономических законов. Хозяйствующие субъекты экономики в своей деятельности опираются на принципы, правила, в которых воплощены не только экономические законы с их мотивацией поведения, но и традиции и этические нормы поведения. Их деятельность в зависимости от их принятия или непринятия может быть добровольной или принудительной, оформляться или не оформляться законом. Применяемые способы, формы и методы хозяйствования не являются чем-то застывшим. Они совершенствуются, изменяются. Выделяют такие методы саморегулирования как методы принятия хозяйственных решений; установления и поддержания хозяйственных связей; производственные и непроизводственные; экономические, административные, информационные; прямые и косвенные.
Объекты государственного регулирования − явления, процессы, плохо регулируемые рынком или не регулируемые им вообще. В зависимости от уровня решаемых задач (глобальный, наднациональный, народнохозяйственный) это: 1) экология, защита окружающей среды; 2) внешнеэкономические связи, интеграционные процессы; 3) национальный рынок, структура и пропорции воспроизводства экономики страны (денежное обращение, занятость, социальные отношения, образование, наука и проч.); 4) циклические явления, структурные преобразования экономики. Государство располагает специальным аппаратом регулирования.
Субъекты государственного регулирования делятся на государственные и полугосударственные, центральные и периферийные органы управления: парламент, центральный банк, правительство, министерства, комитеты, комиссии, специальные фонды и институты, службы юстиции и надзора.
Государство, осуществляя целенаправленное воздействие, вырабатывает и применяет свои дополняющие, расширяющие и ограничивающие формы и методы воздействия в правовых, разрешительных, рекомендательных формах. Это всевозможные законы, нормативы, субвенции. Оно проникает в структуру самоорганизации системы, которая обязательно будет качественно меняться, преобразовываться. Вопрос заключается в том, насколько глубоко будет это проникновение и не будет ли существенного противоречия между процессами самоорганизации и организации. Если государственное регулирование будет игнорировать механизм самоорганизации и разрушать его, то оно, безусловно, будет разрушать и саму экономическую систему, которая начнет оказывать сопротивление такому вмешательству в соответствии с присущими ей свойствами самосохранения, саморазвития. Деятельность хозяйствующего центра – государства, как проявление сознательной воли, должна приспосабливаться к процессу саморегулирования экономической системы, корректироваться в соответствии с состоянием экономики, причинами неустойчивости, избираемыми целями, опираться на прогнозы и программы развития общества.
Государственное регулирование – сложная многоуровневая система. Механизм регулирования представляет совокупность множества механизмов, действующих в вертикальном (межуровневом) и горизонтальном (внутри уровневом) срезах. Каждой цели может соответствовать один или несколько механизмов и реализация одного механизма регулирования может способствовать достижению разных целей.
Построение системы государственного регулирования процесс неоднозначный. В его основе всегда лежит модель экономической системы, отражающая определенное представление об экономике страны. Каждый вариант системы государственного регулирования будет отличаться своей внутренней структурой, характером связей с системой самоорганизации национальной экономики, результатами воздействия. Поэтому среди возможных вариантов систем государственного регулирования есть более приемлемые и оптимальная система.
Роль государства проявляется в функциях, которые оно призвано выполнять. Сам их перечень указывает, насколько она сложна, многообразна и значительна. Это и общеэкономические функции, традиционно выполняемые государством (содержание армии, разработка и осуществление хозяйственного законодательства и проч.), в проявлении которых оно стоит как бы над системой и рядом с системой, и те функции, которые берет на себя государство, образуя с экономической системой единый организм (поддержание и защита добросовестной конкуренции, усиление конкурентоспособности национального капитала, регулирование платежного баланса и проч.). В их реализации государственное регулирование должно быть направлено на создание условий эффективного функционирования экономики.
В своей деятельности государство исходит из концепции экономического развития страны. В ней конкретизируются цели развития национальной экономики. Их достижение всегда ограничено временным периодом (долгосрочный, краткосрочный, среднесрочный). Организационные формы, в которых государственное регулирование будет эффективно и те конкретные формы и методы регулирования, которые могут быть при этом использованы, также зависят от длительности периода. В длительном периоде (перспективное регулирование или априорное) основная организационная форма регулирования – программирование деятельности государства. В этом случае составляются обобщенные программы развития экономики страны в целом, отдельных отраслей, секторов, регионов и целевые программы для решения отдельных проблем. В краткосрочном периоде (текущее регулирование или апостериорное) – программы по стимулированию производства, регулированию рыночного равновесия. В среднесрочном периоде (перспективно-текущее регулирование) применяются среднесрочные прогнозы и программы.
Государство использует разнообразные средства воздействия на национальную экономику. Это и право государства быть законодателем и инспектором национальной экономики, и возможность координации деятельности субъектов экономической системы, в области сбора, обработки и подачи хозяйственной информации. Оно непосредственно регулирует деятельность ряда отраслей и других объектов экономики (например, объекты атомной энергетики, использование месторождений полезных ископаемых), ведет денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование, осуществляет распределение государственных заказов. Формы и методы регулирования подбираются в зависимости от целей развития. Формы регулирования подразделяются на законодательную, налоговую, денежно-кредитную и субвенционную. Методы государственного регулирования делятся на правовые, административные, организационно-экономические (разработка различных экономических и социальных стандартов: нормативные методы и методы стандартизации) и экономические (регуляторы, стабилизаторы) (рис. 19.1).
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Правовые Административные Организационно-экономические Экономические
нормативные стандартизации нормы и нормативы
стандарты: производственные, технологические, санитарные, экологические, социальные
Рис. 19.1. Методы государственного регулирования экономики
- Экономика
- Экономические науки. Предмет и практическая значимость экономической теории.
- Система экономических категорий и законов
- Разделение труда и его роль в развитии рыночных отношений
- Виды и формы разделения труда.
- Понятие собственности. Юридический и экономический аспекты
- Многообразие видов и форм собственности. Национализация, разгосударствление и приватизация
- Рынок. Виды рынка. Инфраструктура рынка.
- Товар и его свойства: потребительная стоимость и стоимость
- Деньги. Происхождение, формы стоимости, функции
- 10. Влияние производительности и интенсивности труда на величину стоимости товара
- Процесс производства.
- Рабочая сила. Номинальная и реальная заработная плата
- Прибыль. Норма и масса прибыли.
- 14. Кругооборот и оборот капитала. Время и скорость оборота.
- 15. Основной и оборотный капитал.(мало!!!)
- 16. Амортизация капитала. Норма амортизации.
- 17. Спрос и предложение. Равновесная рыночная цена
- 18. Изменение уровня равновесной рыночной цены под действием неценовых факторов
- 19. Эластичность спроса на товар.
- 20. Предельная полезность. Законы Госсена
- 21. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда
- 22. Занятость и безработица. Социально-экономические последствия безработицы
- 23. Рынок земли: основные характеристики.
- 25. Денежный рынок. Количество денег, необходимое для обращения
- 26. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг.
- 27. Операционный, спекулятивный, общий спрос на деньги
- 28. Предложение денег. Регулирование денежного рынка
- 29. Инфляция: сущность и виды. Социально-экономические последствия инфляции
- 30. Внутренние и внешние издержки.
- 31. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.
- 32. Классификация издержек: постоянные и переменные совокупные, средние и предельные
- 33. Рынок совершенной конкуренции
- 34. Рынки несовершенной конкуренции: монополии, олигополии, монополистическая конкуренция
- 35. Система показателей национальной экономики. Ввп и внд.
- 36. Макроэкономическое равновесие. Модели равновесия. Модель ad-as.
- 37. Кейнсианский крест. Модель is-lm.
- 38. Экономический рост. Измерение экономического роста. Качество экономического роста.
- 39. Цикличность экономического развития. Виды экономических циклов
- 40. Государственное регулирование национальной экономики.
- 41. Банки и банковская система. Центральный банк, его функции.
- Коммерческие банки в России
- 42. Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.
- 22.2. Ставки налогообложения
- 43. Финансовая система. Фискальная политика государства
- 44. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит.
- 45. Государственный долг.
- 46. Благосостояние населения. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини