33. Рынок совершенной конкуренции
Существует два вида конкуренции: совершенная и несовершенная. Несовершенная конкуренция делится на монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.
Совершенная конкуренция--предполагает наличие большого числа продавцов и покупателей на рынке, что ни один из них своим поведением не может существенно повлиять на рыночные условия. Это такая состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. Такой тип рынка исторически связан с этапом зарождения рыночных отношений, когда излишки натуральных хозяйств предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами и им противостояли многие покупатели. В эпоху развитых рыночных отношений его лучше всего иллюстрирует деятельность любой специализированной товарно-сырьевой биржи, где однородный товар абсолютно взаимозаменяем и для покупателя безразлично, кто его произвел. «Анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным». Авдашева С. Б., Ахполов И.К. Конкуренция и антимонопольное регулирование--М., 1999
Масштабы рынка по сравнению с объемами предложения и спроса отдельных продавцов и покупателей столь значительны, что повлиять на условия конкуренции, в том числе на цену продукции, не может никто из субъектов рынка, так как их число очень велико. Субъекты рынка многочисленны, независимы, и каждый из них занимает на этом рынке незначительную долю. Все они обладают неограниченной свободой входа на рынок и выхода с него. Каждый субъект может начать производство, продолжить или прекратить его, осуществлять закупки в любых размерах или воздержаться от них по собственному усмотрению. Ни один субъект рынка не располагает рыночной властью и вынужден продавать (и покупать) продукцию по сложившейся на рынке и не зависящей от него цене. Совершенная конкуренция--исторически первый и наиболее простой тип рынка. Именно он явился той средой, где между изначально равными субъектами рынка зародилось соперничество, которое последовательно ведет к расслоению, выделению наиболее крупных и агрессивных участников рыночного процесса, формирует стремление отдельных участников подчинять своему контролю определенные фрагменты рынка, т.е создает условия для создания монополии. Вместе с тем, не следует считать, что совершенная конкуренция осталась в историческом прошлом. Для производства многих предметов потребления и ряда услуг до настоящего времени характерен именно такой тип конкуренции (отдельные продовольственные товары повседневного спроса, многие товары легкой промышленности и т.д.)
- Экономика
- Экономические науки. Предмет и практическая значимость экономической теории.
- Система экономических категорий и законов
- Разделение труда и его роль в развитии рыночных отношений
- Виды и формы разделения труда.
- Понятие собственности. Юридический и экономический аспекты
- Многообразие видов и форм собственности. Национализация, разгосударствление и приватизация
- Рынок. Виды рынка. Инфраструктура рынка.
- Товар и его свойства: потребительная стоимость и стоимость
- Деньги. Происхождение, формы стоимости, функции
- 10. Влияние производительности и интенсивности труда на величину стоимости товара
- Процесс производства.
- Рабочая сила. Номинальная и реальная заработная плата
- Прибыль. Норма и масса прибыли.
- 14. Кругооборот и оборот капитала. Время и скорость оборота.
- 15. Основной и оборотный капитал.(мало!!!)
- 16. Амортизация капитала. Норма амортизации.
- 17. Спрос и предложение. Равновесная рыночная цена
- 18. Изменение уровня равновесной рыночной цены под действием неценовых факторов
- 19. Эластичность спроса на товар.
- 20. Предельная полезность. Законы Госсена
- 21. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда
- 22. Занятость и безработица. Социально-экономические последствия безработицы
- 23. Рынок земли: основные характеристики.
- 25. Денежный рынок. Количество денег, необходимое для обращения
- 26. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг.
- 27. Операционный, спекулятивный, общий спрос на деньги
- 28. Предложение денег. Регулирование денежного рынка
- 29. Инфляция: сущность и виды. Социально-экономические последствия инфляции
- 30. Внутренние и внешние издержки.
- 31. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.
- 32. Классификация издержек: постоянные и переменные совокупные, средние и предельные
- 33. Рынок совершенной конкуренции
- 34. Рынки несовершенной конкуренции: монополии, олигополии, монополистическая конкуренция
- 35. Система показателей национальной экономики. Ввп и внд.
- 36. Макроэкономическое равновесие. Модели равновесия. Модель ad-as.
- 37. Кейнсианский крест. Модель is-lm.
- 38. Экономический рост. Измерение экономического роста. Качество экономического роста.
- 39. Цикличность экономического развития. Виды экономических циклов
- 40. Государственное регулирование национальной экономики.
- 41. Банки и банковская система. Центральный банк, его функции.
- Коммерческие банки в России
- 42. Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.
- 22.2. Ставки налогообложения
- 43. Финансовая система. Фискальная политика государства
- 44. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит.
- 45. Государственный долг.
- 46. Благосостояние населения. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини