34. Рынки несовершенной конкуренции: монополии, олигополии, монополистическая конкуренция
Монополия: существует единственный продавец определенного товара. Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи. Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.
Одна из причин появления и существования монополии состоит в таком соотношении между размерами рынка (предъявляемым спросом) и эффективной мощностью предприятия, которое требует существования нескольких или единственного производителя (пример: автомобилестроение, энергетическое машиностроение), в отличие от рынков продукции, эффект масштаба производства которой явно не выражен (производство хлебобулочных изделий). Другими причинами могут быть природные (естественный источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использование) и пр.
Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок выходят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии.
Природе монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Следовательно, только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их негативное воздействие на рынки. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а покупатель занимает монопольное положение и ему противостоит множество продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа.
Олигополия: на рынке представлено небольшое число сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей.
На монопольных рынках любые виды соперничества отсутствуют. Если же потенциальный конкурент преодолевает барьеры входа на рынок, то монопольное предприятие утрачивает абсолютную рыночную власть, структура рынка меняется и монополия исчезает.
Отличительная черта олигополии -- большое разнообразие в поведении продавцов: от строгого соперничества до сговора. Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения.
Несмотря на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как и монопольное. Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры в конечном счете неизвестен.
Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стандартной) и относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.
Основной чертой рынка Монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментации соответствующего товарного рынка.
Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Эта неоднородность столь же сильна, что и однородность при совершенной конкуренции. Продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна, эргономики, качеством упаковки. Все это многообразие различается в итоге товарными знаками.
Название и модель данного типа конкуренции возникла после выхода в 1927 году одноименной книги Э. Чемберлина. Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа, пришел к выводу, что все типы рынков, находящихся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия--писал он в 1957 г.,--такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».
Варианты изменения конкуренции между фирмами следующие:
1) конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;
2) конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;
3) конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;
4) конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения продаж;
5) конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления с одной марки на другие невелики;
6) конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм неудовлетворенны своей долей рынка;
7) конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;
8) конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;
9) ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
1) размер рынка--чем больше, тем сильнее конкуренты;
2) темпы роста рынка--быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
3) мощности--излишние мощности приводят к падению цен;
4) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
5) цена;
6) уровень стандартизации товаров--покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
7) мобильные технологические модули;
8) требования к размерам необходимых капитальных вложений--жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;
9) вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и не интегрированных фирм;
10) экономия на масштабе--увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
11) быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции.
- Экономика
- Экономические науки. Предмет и практическая значимость экономической теории.
- Система экономических категорий и законов
- Разделение труда и его роль в развитии рыночных отношений
- Виды и формы разделения труда.
- Понятие собственности. Юридический и экономический аспекты
- Многообразие видов и форм собственности. Национализация, разгосударствление и приватизация
- Рынок. Виды рынка. Инфраструктура рынка.
- Товар и его свойства: потребительная стоимость и стоимость
- Деньги. Происхождение, формы стоимости, функции
- 10. Влияние производительности и интенсивности труда на величину стоимости товара
- Процесс производства.
- Рабочая сила. Номинальная и реальная заработная плата
- Прибыль. Норма и масса прибыли.
- 14. Кругооборот и оборот капитала. Время и скорость оборота.
- 15. Основной и оборотный капитал.(мало!!!)
- 16. Амортизация капитала. Норма амортизации.
- 17. Спрос и предложение. Равновесная рыночная цена
- 18. Изменение уровня равновесной рыночной цены под действием неценовых факторов
- 19. Эластичность спроса на товар.
- 20. Предельная полезность. Законы Госсена
- 21. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда
- 22. Занятость и безработица. Социально-экономические последствия безработицы
- 23. Рынок земли: основные характеристики.
- 25. Денежный рынок. Количество денег, необходимое для обращения
- 26. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг.
- 27. Операционный, спекулятивный, общий спрос на деньги
- 28. Предложение денег. Регулирование денежного рынка
- 29. Инфляция: сущность и виды. Социально-экономические последствия инфляции
- 30. Внутренние и внешние издержки.
- 31. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.
- 32. Классификация издержек: постоянные и переменные совокупные, средние и предельные
- 33. Рынок совершенной конкуренции
- 34. Рынки несовершенной конкуренции: монополии, олигополии, монополистическая конкуренция
- 35. Система показателей национальной экономики. Ввп и внд.
- 36. Макроэкономическое равновесие. Модели равновесия. Модель ad-as.
- 37. Кейнсианский крест. Модель is-lm.
- 38. Экономический рост. Измерение экономического роста. Качество экономического роста.
- 39. Цикличность экономического развития. Виды экономических циклов
- 40. Государственное регулирование национальной экономики.
- 41. Банки и банковская система. Центральный банк, его функции.
- Коммерческие банки в России
- 42. Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.
- 22.2. Ставки налогообложения
- 43. Финансовая система. Фискальная политика государства
- 44. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит.
- 45. Государственный долг.
- 46. Благосостояние населения. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини