18. Изменение уровня равновесной рыночной цены под действием неценовых факторов
Определение цены товара является чрезвычайно ответственным этапом маркетинговой программы. В зависимости от выбранной стратегии компания может по-разному формировать цены на свою продукцию. Основными факторами, влияющими на назначение цены являются:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При ценообразовании, основанном на издержках, существует различные подходы:
| по принципу себестоимость плюс прибыль. Себестоимость рассчитывается из суммы постоянных издержек и переменных издержек за единицу продукции и желаемой величины прибыли. |
| по принципу получения “нормы прибыли”. Назначенная цена должна обеспечить определенную прибыль от величины инвестирования в предприятие. Цена рассчитывается как сумма себестоимости плюс норма прибыли от инвестированных средств в расчете на объем производства. |
| анализ безубыточности. В точке безубыточности прибыль, полученная компанией от продажи товара по определенной цене равна суммарным издержкам (постоянным и переменным) на производство данного количесвта реализованного товара. |
При ценообразовании, основанном на спросе, применяются следующие способы расчета цен, учитывающих мнение потребителей о товаре:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При ценообразовании, основанном на конкуренции, используются следующие подходы:
| назначение цен ниже рыночных с целью реализации большого объема товаров |
| определение цен выше рыночных, при котором товар имеет преимущества по качеству, престижу, либо пор другим характеристикам |
| назначение цен на уровне рыночных, когда товары практически не отличаются от товаров конкурентов |
функции цены на рынке:
1) измерительная. Цена показывает количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги;
2) соизмерительная. Используя данную функцию цены, можно сравнивать товары, дифференцировать их на дорогие и дешевые, сопоставлять ценности разных товаров;
3) учетная. Мир товаров с помощью цен переводится из натурально-вещественной в стоимостную форму. На макро- и микроуровне все показатели исчисляются в стоимостной форме. Цена становится вспомогательным инструментом учета. Она выступает также как инструмент расчета относительных показателей: рентабельности изделий, фондоотдачи и т. п. В связи с этим цена участвует в формировании основных финансово-экономических показателей предприятия, измеряемых в денежном выражении, и используется для анализа, прогнозирования и планирования основных производственных и обменных процессов. Цена является и показателем конъюнктуры рынка, отражает основные процессы, происходящие па нем;
4) регулирующая. Цена является инструментом регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Играет регулирующую роль и в распределении ресурсов, так как цены ресурсов ориентируют предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономию дорогих. Государство иногда использует эту функцию цены в своих целях с помощью налогов, дотаций и фиксирования цен на отдельные виды товаров или услуг;
5) социальная. Цена — фактор уровня жизни населения, влияющий на объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп, она является главной составляющей инфляционных процессов. От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому социальная реакция на колебания цен весьма остра;
6) стимулирующая. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений. Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень побуждает к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов, с одной стороны, и рациональному поведению потребителей (спроса) — с другой. Цена является инструментом образования прибыли, фактором налогообложения - цен на аренду квартир. В систему экономического стимулирования кроме цены включены, как известно, базирующиеся на цене экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги. В современных рыночных условиях основным орудием конкурентной борьбы становится цена, а конкуренция — основная движущая сила производства;
7)распределительная. Распределение и перераспределение доходов происходит через уровень цен, их структуру, соотношение. Могут устанавливаться разные уровни цен для различных потребителей (для предприятий различных форм собственности, для промышленных потребителей и населения), могут достигаться более высокие или низкие цены за счет включения или невключения налогов (НДС, акциз). Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное только для государственного регулирования. Монополия также осуществляет перераспределительное ценообразование за счет присвоения чужих прибылей, как и олигополия в виде картеля, когда производители договариваются о монопольном уровне цены. В перераспределительных процессах в экономике цена — не единственный фактор. Даже более существенную роль играет финансовая система. Изучая функции цены, следует отметить, что если другие элементы хозяйственного механизма (кредитный, финансовый) воздействуют на экономические процессы, как правило, административными методами, то цена всегда влияет на экономические интересы, т. е. это более тонкий инструмент. Производитель не в силах отменить налоги, зато он имеет массу способов манипулирования ценой за счет множества ее составляющих.
- Экономика
- Экономические науки. Предмет и практическая значимость экономической теории.
- Система экономических категорий и законов
- Разделение труда и его роль в развитии рыночных отношений
- Виды и формы разделения труда.
- Понятие собственности. Юридический и экономический аспекты
- Многообразие видов и форм собственности. Национализация, разгосударствление и приватизация
- Рынок. Виды рынка. Инфраструктура рынка.
- Товар и его свойства: потребительная стоимость и стоимость
- Деньги. Происхождение, формы стоимости, функции
- 10. Влияние производительности и интенсивности труда на величину стоимости товара
- Процесс производства.
- Рабочая сила. Номинальная и реальная заработная плата
- Прибыль. Норма и масса прибыли.
- 14. Кругооборот и оборот капитала. Время и скорость оборота.
- 15. Основной и оборотный капитал.(мало!!!)
- 16. Амортизация капитала. Норма амортизации.
- 17. Спрос и предложение. Равновесная рыночная цена
- 18. Изменение уровня равновесной рыночной цены под действием неценовых факторов
- 19. Эластичность спроса на товар.
- 20. Предельная полезность. Законы Госсена
- 21. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда
- 22. Занятость и безработица. Социально-экономические последствия безработицы
- 23. Рынок земли: основные характеристики.
- 25. Денежный рынок. Количество денег, необходимое для обращения
- 26. Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг.
- 27. Операционный, спекулятивный, общий спрос на деньги
- 28. Предложение денег. Регулирование денежного рынка
- 29. Инфляция: сущность и виды. Социально-экономические последствия инфляции
- 30. Внутренние и внешние издержки.
- 31. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.
- 32. Классификация издержек: постоянные и переменные совокупные, средние и предельные
- 33. Рынок совершенной конкуренции
- 34. Рынки несовершенной конкуренции: монополии, олигополии, монополистическая конкуренция
- 35. Система показателей национальной экономики. Ввп и внд.
- 36. Макроэкономическое равновесие. Модели равновесия. Модель ad-as.
- 37. Кейнсианский крест. Модель is-lm.
- 38. Экономический рост. Измерение экономического роста. Качество экономического роста.
- 39. Цикличность экономического развития. Виды экономических циклов
- 40. Государственное регулирование национальной экономики.
- 41. Банки и банковская система. Центральный банк, его функции.
- Коммерческие банки в России
- 42. Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера.
- 22.2. Ставки налогообложения
- 43. Финансовая система. Фискальная политика государства
- 44. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит.
- 45. Государственный долг.
- 46. Благосостояние населения. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини