logo
Sotsialnaya_filosofia

Введение

Научная социальная философия, или исторический материализм, - закономерная ступень развития социально-философской, или социологической, мысли. По оценке профессора Массачусетского технологического института США Л. Грэхема, одного из крупнейших специалистов в области истории науки, "изящество оригинальных утверждений Маркса об обществе затмило все последующие усилия его сторонников в политической и экономической теории" .

В современную постиндустриальную эпоху уже не подлежит сомнению, что материалистический взгляд на историю является реалистичным, обоснованным и подтвержденным, что Маркс выдвинул научную концепцию истории человечества, не менее фундаментальную, чем теория происхождения видов путем естественного отбора Дарвина . Гигантский рост производительных сил на основе научно-технического прогресса, возрастание непосредственно и опосредованно общественного содержания труда, увеличение стоимости рабочей силы, развитие кооперативной собственности трудящихся, усиление роли человеческого фактора, тенденция формирования целостного (в противоположность "частичному") индивида и т.д. происходят не вопреки, а в соответствии с основной логикой установленных Марксом стоимостных и внестоимостных процессов капитализма. Конечно, материалистическое понимание истории (МПИ), сложившееся в значительной мере применительно к предыстории общества, нуждается в дальнейшем развитии. Потребность в этом вызвана теми изменениями, которые происходят под влиянием современного этапа НТР во всех сферах общественной жизни, в первую очередь коренным изменением труда. Переход к подлинной истории общества приведет к созданию нового уровня материалистического понимания истории, научного материализма, основанного на знании глубинных сторон человеческой сущности, бытия индивидов в качестве истинно общественных, универсальных.

В пособии излагаются основные идеи мировой социально-философской мысли в истории ее развития, основы научной теории человека и общества, ее аргументация. Стержнем изложения содержания этой теории является идея исторического процесса как развития человеческой сущности. С этих позиций современный кризис мировой цивилизации по сути есть кризис неидентичности (несоответствия) человечества своей сущности, выразившийся в утрате индивидами сущности и смысла человеческого существования, человечности. В пособии рассматриваются причины этого кризиса, его составляющие (экономический, экологический, демографический, антропологи­ческий, кризисы) и перспективы человечества в XXI в.

Глубокий кризис человеческого существования сделал философские вопросы о сущности человека, способе и смысле его существования, самосознании (духовности) коренными вопросами выживания человечества, выхода из современного кризиса. Философское осознание сущности мира и своей собственной сущности, причастности как к космическому, так и к общественному должно быть положено человечеством в основу дальнейшего социального прогресса, достижения идентичности (соответствия) индивида и общества своей сущности.

. По ряду узловых вопросов теории в пособии кратко излагается содержание философских дискуссий, формулируются не решенные научной философией вопросы. Цель изучения социальной философии -научиться мыслить философскими понятиями, овладеть их "хитростью", без чего человеческая мысль остается поверхностной и ущербной. Авторы стремятся не к одинаково полному изложению всех учебных тем, а к "проблемности" их изложения, последовательному развитию основных проблем, раскрытию смысла предложенных решений и их аргументации. Большое внимание к истории социально-философской мысли обусловлено тем, что в курсе истории философии в основном рассматривается развитие общей философии (метафизики), ее фундаментальных проблем, в то время как социально-философские взгляды представлены неоправданно кратко и зачастую изложены поверхностно.