8.2. Экономические основы отмирания государства
Вся марксистская теория отмирания государства есть применение теории развития к предстоящему краху капитализма и к будущему развитию коммунизма. Ленин отмечает, что "Маркс ставит вопрос о коммунизме, как естествоиспытатель поставил бы вопрос о развитии новой биологической разновидности, раз мы знаем, что она так-то возникла и таком-то определенном направлении видоизменяется"125. Первое, что установлено вполне точно теорией развития, — это то, что должна быть особая стадия перехода от капитализма к коммунизму. На этой стадии речь идет об обществе, которое не развилось на своей собственной основе, а вышло из недр капитализма и во всех отношениях (экономическом, нравственном и умственном) носит еще его отпечаток. Буржуазное право отменяется, но лишь по отношению к средствам производства, которые становятся общей собственностью. Однако оно в известной мере сохраняется в качестве регулятора распределения труда и продуктов между членами общества, ибо неравным людям за фактически неравное количество труда дается равное количество продукта. Полной справедливости и в этом смысле равенства низшая фаза коммунистического общества поэтому дать не может, но эксплуатация человека человеком становится уже невозможной. Однако один переход средств производства в общественную собственность не устраняет неравенства "буржуазного права", которое продолжает господствовать, поскольку действует принцип "каждому — по труду". И потому остается еще необходимость в государстве, которое, охраняя общую собственность на средства производства, охраняет равенство распределения.
"Узкий горизонт буржуазного права" (Маркс) может быть преодолен при условии, что вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, а труд перестанет быть только средством для жизни и превратится в первую потребность жизни, исчезнет противоположность умственного и физического труда. Исходя из данных развития капиталистического общества, Маркс считал, что в условиях общественной собственности уже на основе достигнутого уровня развития техники и технологии можно гигантски развить производительные силы. Но насколько быстро пойдет это развитие дальше, когда приведет к уничтожению противоположности умственного и физического труда, превращению труда в первую жизненную потребность, — "этого мы не знаем и знать не можем". Вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания государства Маркс оставляет открытым.
Оперируя только твердо установленными научными данными, он отмечает, что для полного отмирания государства нужен полный коммунизм. Научная разница между низшей и высшей фазами коммунизма, по Марксу, такова: первая есть не полный коммунизм, вторая - полный коммунизм. Опираясь на теорию развития, Маркс рассматривает их как ступени экономической зрелости коммунизма. На первой ступени он не может еще быть экономически вполне зрелым, свободным от традиций капитализма, в частности от буржуазного права, а следовательно, и буржуазного государства (без буржуазии), так как право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению его норм.. Ленин отмечает, что это может быть воспринято как игра ума, в которой часто обвиняют марксизм люди, "не потрудившиеся ни капельки над тем, чтобы изучить его чрезвычайно глубокое содержание". Однако Марксу не произвольно включил "буржуазное право" в социализм, а выявил то, что экономически и политически неизбежно в обществе, выходящем из недр капитализма. Только тогда, когда труд станет настолько производителен, что люди добровольно будут трудиться по способностям, узкий горизонт буржуазного права, заставляющий высчитывать, как не переработать лишних полчаса в сравнении с другим, не получить меньше платы, чем другой,—этот узкий горизонт будет перейден. До этих пор необходим строжайший контроль со стороны государства над мерой труда и мерой потребления, но этот контроль должен проводиться не государством чиновников, а государством вооруженных рабочих. Учет и контроль—вот главное, что требуется для нормального функционирования первой фазы коммунизма, и когда этот контроль получит всеобщий, всенародный характер, тогда от него некуда станет деться, "все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы"127. Но эта "фабричная дисциплина", которую пролетариат распространит на все общество, есть лишь необходимая ступень для движения общества вперед, дающая возможность всем или большинству членам научиться самим управлять государством, самостоятельно осуществлять учет и контроль тунеядцев, баричей, мошенников и тому подобных "хранителей традиций капитализма". В результате необходимость соблюдать основные правила человеческого общежития станет привычкой и это сделает возможным переход (при высокоразвитом труде) к высшей фазе коммунизма и.полному отмиранию государства. Таким образом, отмирает не буржуазное государство, а государство, ставшее демократией громадного большинства. Понимание социалистического производства как "единой фабрики", предполагающей непосредственно общественный труд, прямой продуктообмен, позднее сменилось пониманием социализма как строя "цивилизованных кооператоров". Коренное изменение точки зрения на социализм Ленин объяснил существенной незавершенностью экономического обобществления.
- Введение
- Тема 1. Социальная философия, ее проблематика и основные направления
- Тема 2. Основные этапы развития социальной философии
- 2.1. Социально-философская мысль в античную эпоху
- 2.2. Социально-философские взгляды Средневековья
- 2.3. Социально-философские взгляды Нового времени
- 2.4. Классическая немецкая социальная философия
- Иммануил Кант (1724 - 1804)
- Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775 - 1854)
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831)
- Людвиг Фейербах (1804-1872)
- 2.5. Русская социальная философия XVIII - XX вв.
- 2.6. Западная социальная философия второй половины XIX - XX вв.
- 2.6.1. Иррационализм
- 2.6.2. Неопозитивистская социология
- 2.6.3. Современная философская антропология
- 2.6.4. Современный натурализм
- 2.6.5. Экзистенциализм
- 2. 6. 6 . Неклассическая философия истории
- Тема 3. Возникновение научной социальной философии
- 3.1. Предпосылки возникновения исторического материализма
- 3.2. Основные этапы развития научной социальной философии
- Тема 4. Предмет, структура и функции научной социальной философии
- 4.1. Предмет и структура исторического материализма
- 4.2. Социальная философия и частные науки
- Тема 5. Человек, или социальная форма материи
- 5.1. Сущность человека
- 5.2. Законы общества
- 5.3. "Сущностные силы" человека
- 5.4. Индивид и общество
- 5.5. Человек как объект биологического исследования
- 5. 6. Историческая форма общества
- Тема 6. Материальное производство — основа жизни общества
- 6.1. Материальное производство: структура и источники развития
- 6.2. Производительные силы: структура и источники развития
- 6.3. Производственные отношения: структура и источники развития
- 6.4. Труд и собственность 6.4.1. Сущность труда
- 6.4.2. Собственность: природа, структура, тенденции развития
- 6.4.3. Свобода и факторы ее развития
- 6.5. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы и направления развития
- Тема 7. Социально-экономическая структура общества
- 7. 1. Исторические общности людей
- Тема 7. Социально-экономическая структура общества
- 7. 1. Исторические общности людей
- 7.2. Классовая структура общества
- 7. 3. Экономические основы существования классов
- 7.4. Классовая борьба и ее особенности в современную эпоху
- Тема 8. Политическая организация общества
- 8.1. Происхождение и сущность государства
- 8.2. Экономические основы отмирания государства
- 8.3. Научная теория государства и революция в современную эпоху
- Тема 9. Духовная жизнь общества
- 9.1. Общественное и индивидуальное сознание
- 9.2. Законы развития общественного сознания
- 9.3. Структура общественного сознания
- 9.4. Формы общественного сознания
- Тема 10. Личность и общество 10.1. Понятие личности и механизм ее формирования
- 10.2. Исторические типы взаимоотношений личности и общества.
- 10.3. Роль народных масс и личности в истории
- Тема 11. Исторический процесс и будущее человечества
- 11.1. Сущность истории человечества
- 11.2. Единство и многообразие исторического процесса
- 11.3. Основные ступени исторического процесса
- 11.4. Смысл истории и его исторические модификации
- 11.5. Кризис человеческой цивилизации и стратегия развития в XXI веке