Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831)
Гегель создал концепцию истории, превосходящую все предшествующие концепции. Своеобразие ее состоит в том, что в ней человек и его история выводятся из закономерно развивающегося мирового целого. Тем самым сущностные черты человека и исторического процесса "предваряются" грандиозным логическим процессом развития, проходящим ступени логики, природы, духа. При этом ступени логики и природы выступают как предыстория человечества в ее гегелевском понимании. По Гегелю, логическая идея - это мысль, существующая объективно, сама по себе, и развивающаяся по законам диалектической логики. Развитие идеи в целом и на каждой ступени определяется логикой отрицания отрицания и представляет собой процесс ее самопознания, движения к истине. Человек - логическое следствие самой природы идеи, высшая и закономерная ступень ее саморазвития. Являясь вершиной развития абсолютной идеи, он способен к познанию сущности мира, трактуемого Гегелем как ее воплощение и развитие. Предпосылки всего последующего развития, включая появление человека, диалектически содержатся в чистом бытии, с которого начинается процесс развития идеи. Телесность возникает на ступени природы, проходящей последовательный ряд этапов от всеобщего к особенному и далее к живой индивидуальности, служащей основой становления мыслящей индивидуальности -человека, который является духовным существом и отличается от живого мышлением и волей. Ибо без воли невозможно мыслить, как в свою очередь невозможно обладать волей без интеллекта, поскольку мышление и воля суть две стороны - теоретическая и практическая - способности мыслить . Если на ступени логики дух был только мышлением в себе, на ступени природы - отчужденным бытием для другого, то на ступени духа он становится освобожденным духом, духом для себя. В философии духа три подразделения: субъективный, объективный и абсолютный дух. В учении о субъективном духе прослеживается его развитие от низших уровней души, во многом зависимой от материи, как бы просвечивающей через телесность (антропология), к сознанию, т.е. душе, способной самоотражаться (феноменология), до становления личности как активного познающего субъекта с его волей, страстью, потребностями (психология). В учении об объективном духе личность включается в жиззнь общества, идущего по пути прогресса свободы, проходя этапы абстрактного права, морали, нравственности, в которой достигается
более высокое единство морального с правовым, т.е. личное сливается
с общественным, составляя сферы семьи, гражданского общества, государства. Развернув свое содержание в сфере общественных отношений, субъект отражает его в общественном сознании - искусстве, религии, философии как этапах развития абсолютного духа Философия оказывается высшим способом снятия отчуждения, в ней реализуется высший вид свободы. Так как наибольшей свободы, возможной для человека, государство не достигает ни для себя, ни для своих граждан, то лишь в мысли есть свобода. И эту свободу дух приобретает тогда, когда достигает своего высшего самоопределения - философии.
Деятельность индивидов Гегель рассматривает как абстрактно-духовную, но включает в систему духовных связей в качестве посредников природные предметы. Первый природный материал, который дух использует для выявления себя "вовне", - это звук (слово, речь). В слове один индивид существует для другого индивида и тем самым существует ' 'дня себя". Орудия труда, храмы, города и т.д. также суть формы внешнего, предметного осуществления духа, его "отчуждения". В идеализации этих предметов дух познает себя, доводит до. самопознания то, что ранее было погребено в его глубинах. "Предмет", который является обыденному сознанию вначале как нечто внешнее, а затем обнаруживает себя как его собственное "отчуждение", каждый раз порождается, согласно Гегелю, при определенных "духовно-исторических" условиях. Этот предмет есть "опредмеченная" духовная культура, "отчужденная" совокупность духовных связей, которые существуют между людьми и с которыми индивиды не могут не считаться. Тем самым Гегель приблизился к пониманию об щественной природы сознания, роли труда в его формировании. В его представлении труд есть основа формирования человека как деятельного существа, распредмечивающего мир и опредмечивающего себя в нем, или, иначе, "посюстороннее делание себя вещью". В этом процессе "рука больше, чем чтобы то ни было, служит человеку для проявления и воплощения себя. Она одушевленный кузнец его счастья" . При помощи ее предметы природы обрабатываются и превращаются в орудия труда, которые впоследствии направляются на предметы труда. Благодаря орудию субъективность труда возвышается . до всеобщего: каждый может делать его подобие и также трудиться, в этом отношении оно является неизменной принадлежностью труда. Вырванное из процесса труда орудие превращается в пустую вещь, "пустое количество". В противоположность продукту труда, который, будучи созданным человеком, все-таки остается в сфере единичного, орудие труда наделяется им статусом всеобщего, так как является достоянием человечества, свидетельствует о степени господства его над природой, об уровне развития цивилизации. Орудие "стоит выше как процесса труда, так и обрабатываемого объекта, а также наслаждения, или цели... В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинен ей"35. Гегель рассматривает "труд как сущность, как подтверждающую себя сущность человека" (Маркс), а созданные им орудия труда - как мерило развития человечества (но и человека, и труд понимает идеалистически, т.е. как осуществляющее себя посредством познания собственной сущности мышление). С этих позиций он проводит сравнение человека с животным. "Животное есть нечто частное, оно обладает инстинктом и ограниченными средствами удовлетворения своих ограниченных потребностей, переступить которые оно не может... Человек... доказывает свою всеобщность прежде всего* созданием многообразия потребностей и средств, а затем расчленением и разделением конкретной потребности на отдельные части и стороны". Как реальное наличное бытие, потребности и средства суть "бытие для других, потребностями и трудом которых взаимно обусловлено их удовлетворение", в силу чего "все частное становится таким образом общественным. ...Средства удовлетворения человеческих потребностей добываются потом и трудом человека", который "посредством многообразных процессов специализирует для этих многообразных целей непосредственно доставляемый природой материал... Труд отдельного человека упрощается благодаря разделению, а в результате увеличивается умение его в абстрактном труде и количество произведенных им продуктов. Вместе с тем эта абстракция в области умения и средств завершает зависимость и взаимоотношения людей в деле удовлетворения остальных потребностей, превращая это в полную необходимость... Абстракция в производстве делает, далее, труд все более механическим, и в конце концов, оказывается, что человек может уйти и уступить свое место машине" . И далее: "Природа приходит к человеку как нечто уже переработанное им и является поэтому чем-то двойственным... Производители в значительно большей степени, чем потребители, заняты ростом разнообразия потребностей, открытием новых средств и тем, чтобы потребности потребителей все время росли... Удовлетворение потребностей зависит от труда,., самого человека и его деятельности, а не от того, что дает доброго природа".
Таким образом, Гегель вплотную подходит к пониманию человека как универсального социального существа, в силу способности к труду неограниченно развивающего свои потребности и средства их удовлетворения и, следовательно, производящему и приумножающему общественное богатство ("всеобщее имущество"). Однако человек, тело и дух которого сотворены логической идеей, по существу выступает в качестве формы, в которой действует, осуществляется идея. При этом Гегель постоянно подчеркивает тождество логической идеи богу в христианской религии. Но существование высшего - бога - означает не что иное, как конечность сущности человека и его существования, а следовательно, и конечность истории человечества. В то же время на ступени абсолютного духа обнаруживается, что его философия резко расходится с христианством. Ближайшей, непосредственной причиной исторических событий Гегель считал обыденное сознание, а конечной - логические законы, вннутренне управляющие им. Поэтому то, что в действительной истории выступало как процесс возникновения, развития и гибели реальных общественных форм, изображается им в "Феноменологии духа" в виде истории возникновения, развития и смены форм сознания от обыденного до философского (с его логическими законами). Как носители духа, люди на протяжении долгого периода мировой истории не знали законов, побуждающих их к деятельности. "Хитрость мирового духа" состоит в том, что индивиды, преследуя свои корыстные цели, вступая в коллизию друг с другом, не ведали, что в действительности они осуществляли процесс самопознания духа". Но по мере приближения духа к конечной цели самопознания люди (в лице философов) стали осознавать законы, управляющие человеческим сознанием и, соответственно, историей. История, таким образом, из процесса осознания свободы превращается в сферу реализации законов, необходимости, а исторический процесс оказывается закономерным процессом развития духа. Однако Гегелю так и не удается показать, как историческая необходимость превращается в свободную духовную деятельность реализующих ее людей. Это объясняется в значительной мере тем, что творчество человека, как и его самого, он понимает двойственно, противоречиво. По сути творчеством обладает не человек, а саморазвивающаяся логическая идея. Все, что создает человек, в действительности творит мировой дух, хотя и посредством человека. Тем самым творческая природа человека утрачивает смысл, а человек низводится до пассивного существа, подавленного фатальной мощью абсолюта.
В "Философии истории" всемирная история определяется им как "прогресс в сознании свободы". Свобода, являясь субстанцией человека, осознается им не фазу, а на протяжении многовековой истории. Процесс осознания собственной свободы включает основные ступени: восточную, античную, германскую. На древнем востоке, где история начинается, свободен один только деспот, в античном мире некоторые индивиды осознают, что свобода составляет их сущность, лишь в германском мире все осознают свою сущность и поэтому здесь становится возможной полная свобода. В германском мире государство есть осуществление свободы не по субъективному желанию, а согласно понятию воли, или всеобщности. Хотя в греческом мире уже обнаруживается всеобщность, но особенность там еще не освобождена (субъективная цель совпала с велением государства) и не направлена к всеобщей цели. Только в государстве нового времени всеобщее связано с полной свободой особенности, полным развитием субъективности (соединением ее прав и обязанностей, свободным выбором занятий). "Государство есть единственное условие достижения особенной цели и особенного блага и, соответственно, развития индивидуальности, осуществляемое через учреждения и корпорации (сословия), которые предоставляют индивидам занятия и деятельность, направленные на всеобщие цели. "Свобода индивидуума не должна быть чем-то единичным, она должна быть выражена и представлена в корпорациях... В них гражданин - мастер, человек чести и признается таковым, вне корпорации он не обладает признанием" . Таким образом, анализируя предшествующее ему историческое развитие, Гегель настоятельно проводит идею о том, что уровень развития общества определяется тем, насколько свободно развивается как общее, так и совокупность индивидуального.
Каждое государство - это продукт собственного духа данного народа и ступень развития сознания его духа. Выявляя свой дух, народ приобретает историю и свободу. Однако достижение истинной свободы - длительный и поступательный процесс, в котором "ни одна ступень не может быть пропущена". Свободное, совершенное государство (конституционная монархия), в котором все "моменты свободы развиты и каждый момент обладает своим собственным существованием" 38 , есть результат высокой культуры, которую еще предстоит создать. Хотя индивиды становятся свободными, овладевая своей собственной природой, подчиняя свои чувства разумным целям, овладение собственной природой осуществляется не непосредственно, а опосредованно, через общественное овладение силами природы. Народ, осознавший то состояние свободы, которое он произвел своей деятельностью, достигает высшего развития (и гибели), выступающего в качестве основы новой эпохи, новой жизни (низшая ступень, как подчеркивает Гегель, не исчезает, а лишь снимается в высшей). Эпохой германской нации он считает время, начавшееся Реформацией и оканчивающееся созданием высшей и совершеннейшей формы правления - конституционной монархии, что, разумеется, не означает конца мира. Социальная жизнь продолжается, но всемирная история в принципе себя исчерпала, ибо кульминация политических событий уже позади. Германскому миру свойственна идея личной свободы, но свободы не по субъективному желанию, а согласно всеобщности, т.е. эта свобода должна быть направлена к всеобщей цели. При этом всеобщее в нем связано с полной свободой особенного (сословия), полным развитием ее субъективности. Овладевая собственной природой, подчиняя чувства разумным (всеобщим) целям, индивид становится свободным. Это означает, что его сущность стала сознанием, волей, т.е. осознана, осмыслена им.
Что касается славянского народа, в частности народа России, то он, по его мнению, еще не успел обнаружить себя во всемирной истории. В этом во многом эмпирическом и субъективном взгляде на всемирную историю и место различных государств в прогрессе свободы Гегель возвеличил германский народ, преувеличил степень его буржуазной развитости С философских позиций это частично оправдано стремлением развить представление о государстве как такой организации свободы, в которой насилие и господство введены в правовое русло, опосредованы и обузданы правом. Однако при этом преувеличивается демократичность и свобода в государстве, где господствует воля монарха, хотя и ограниченная законом. П'ериодизация всеобщей истории несет на себе печать философского идеализма и является во многом искусственной, а сама история имееп по существу политический характер: она есть поступательное движение мирового духа, осуществление его в ней посредством государства. Основные ступени ее суть деспотизм (восточный мир), демократия (греческий мир) и конституционная монархия (германский мир) как наилучшее государственное устройство, ибо в нем "дух получает сознание того, что он как полная целостность предметен", т.е. примирен с самим собой. При этом основные ступени всемирной, или политической, истории аналогичны возрастам человека, так что восточный мир есть детство, греческий - юношество, германский - старость (но в смысле христианского примирения).
Вклад Гегеля. Хотя Гегель свел свободу человека и самого человека
в МПИ к самопознанию, все-таки он первый правильно представил соотношение свободы и необходи-мости, включив в процесс познания необходимости практику, но как| абстрактную деятельность мышления, полагающего себя волей. Более того, Гегель вплотную подошел к пониманию особой формы необходимости, господствующей в обществе и имеющей исторический характер. Обнаружение Вико, Смитом, Гердером, Кантом, Шеллингом несовпадения сознательно поставленных целей деятельности людей и социальных последствий их действий расценивается им как следствие действия объективных тенденций. заложенных в целенаправленной деятельности субъектов. По существу Гегель вплотную подходит к идее существования специфической социальной закономерности, обусловливающей деятельность людей и проявляющейся в ней. Во всемирной истории благодаря деятельности людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают" . Он развивает мысль, намеченную Смитом. Кантом, Вико, о том, что разум посредством страстей и рассудочных действий заставляет людей служить всеобщему. И чем меньше в истории успела восторжествовать разумность, тем больше мировой разум направляет ее через свою ""хитрость", окольным путем побуждая человеческий эгоизм добровольно, и в этом смысле свободно, содействовать целям, которые они по своей воле не стали бы преследовать. Тем самым мировой дух принуждает людей невольно идти дорогой свободы. Следует заметить, что гегелевская идея о всеобщей, или чистой, воле, которая господствует над индивидуальными волями, содержит в себе догадку о том, что в основе трудовой деятельности людей лежит некая не осознаваемая ими объективная закономерность, которой нельзя пренебречь, ибо труд имеет общественный характер.
Несмотря на то, что истинное отношение бытия и сознания было им перевернуто и "поставлено на голову", "составившее эпоху" понимание истории явилось ""прямой предпосылкой нового матгериалистического воззрения" на человека и историю. Ктому же никто до Гегеля не рассматривал индивида как единство всеобщего, особенного и едииничного, точнее, не рассматривал всеобщее и особенное в качестве моментов становления единичного, а развитие индивидуальности и ее оссознание - в качестве одной из важнейших сторон сторического процесса. Именно он обратил внимание на то. что осознание собственной индивидуальности возвысило греков над варварами, но, как справедливо заметил К. Фишер (а не Гегель), становление греческой "прекрасной индивидуальности'' и ее осознание стало возможным благодаря тому, что граждане полиса по существу не были обременены материальным трудом, который преимущественно выполняли рабы. Однако всеобщее в конечном счете подавляет свободу индивида, поглощает ее. Индивид, которому было обещано, что через познание сущности исторического процесса он может быть действительно свободен, подавлен вселенским фатализмом, выраженном уже в положении Гегеля о том, что "первые проявления духа виртуально содержат в себе всю историю". Весь путь мирового духа предначертан, так что самостоятельность индивидов, свобода их воли остается формальной. Каждый индивид как таковой имеет ценность, является господином своей судьбы и своего назначения, но история равнодушна к его страданиям, гибели, И даже гении - "дух времени" - подводятся государством под категорию средств, как и прочие индивиды. Несмотря на то, что свобода в историческом процессе обладает нравственным содержанием, проявляющимся через деятельность целых народов, никакое государство не достигает подлинной свободы, она торжествует только в разуме философски мыслящего субъекта, ибо высшей реальностью, завершением абсолюта является философия. Вопреки основному духу диалектики он вынужден положить конец развитию идеи и так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию абсолютной идеи и объявляет, что это познание достигнуто в гегелевской философии.
Идеализм Гегель мистифицирует историю, изображая дело так,
и история будто и объективный мир, и человек, и история
существуют лишь для того, чтобы абсолютная идея пришла к собственному самопознанию. Тем самым смыслом человеческого существования и истории становится самопознание духа, ибо человек и его история суть результаты, ступени мышления логической идеи, осуществляемого по законам развития Определив историю как "процесс развития понятия свободы", которая естъ осознание необходимости и овладение ею, Гегель в конечном счете приходит к идее божественного провидения, заранее предопределившего все в человеческой жизни и истории. Средневековый провиденциализм с его учением о конечных судьбах мира и человека по существу был им лишь модифицирован. История оказывается не чем иным, как развитием мысли вообще, развитием понятия. При таком понимании иэ истории исключается материальное (предметное) отношение людей к природе, в ней видят; только политические, нравственные и иные духовные деяния и отношения. Действие, поведение, отношение индивидов и они сами становятся продуктами сознания. Действительность, таким образом,, берется в форме субъекта, бытием которого является деятельность мирового разума. Поэтому история становится творением духа и представляет собой его реализацию и совершенствование. Иначе говоря, она превращается в сферу реализации свободы воли, деятельности духа, овладевшего собственной природой посредством общественного отношения к миру, природные предметы которого выступают лишь в качестве посредников в духовном процессе. Такая точка зрения на историю есть точка зрения "практического" существа, включившего в процесс познания необходимости практику, но только как абстрактную, рассудочную деятельность сознания, полагающего себя волей.
Противоречивое и в значительной степени ограниченное понимание истории и ее смысла Гегелем объясняется прежде всего тем, что в антагонистическом обществе сущность человека, объективный смысл его существования "расщеплены" и потому не совпадают с действительным смыслом истории. Всеобщее, родовое (общечеловеческое) содержание в большей мере представлено в интересах и целях угнетенного класса, которые не противоположны объективному ходу истории, общественной потребности (в отличие от узкоклассовых интересов и целей господствующего класса, смыслом существования которого является эксплуатация, жизнь за счет других). Представляя интерес господствующего класса как общий интерес всех членов общества, Гегель причину общественного неравенства и классового расслоения видит в природном неравенстве людей. Поэтому и частная собственность у него оказалась не исторической формой собственности, а субстанциальным воплощением свободы. Отсюда истинная свобода (а значит, сущность и смысл истории) не связана с уничтожением частной собственности, классов, государства, она полагает прежде всего установление ( господство) свободы совести, которая опирается на истинные знания. Положив в основу общественной жизни, истории мысль, т.е представив ее как рост осознания свободы, а не рост действительной свободы, зависящий в первую очередь от степени сложности труда, качества присвоенных человеком сил природы, а также от формы собственности, устанавливающей масштаб развития индивидов, меру реализации их родовой и индивидуальной сущности, Гегель "остановил" исторический процесс, ограничив развитие индивидов заранее установленным частной собственностью масштабом, не позволяющим человеку стать для себя родовым существом, целью, а не средством для других.
- Введение
- Тема 1. Социальная философия, ее проблематика и основные направления
- Тема 2. Основные этапы развития социальной философии
- 2.1. Социально-философская мысль в античную эпоху
- 2.2. Социально-философские взгляды Средневековья
- 2.3. Социально-философские взгляды Нового времени
- 2.4. Классическая немецкая социальная философия
- Иммануил Кант (1724 - 1804)
- Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775 - 1854)
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831)
- Людвиг Фейербах (1804-1872)
- 2.5. Русская социальная философия XVIII - XX вв.
- 2.6. Западная социальная философия второй половины XIX - XX вв.
- 2.6.1. Иррационализм
- 2.6.2. Неопозитивистская социология
- 2.6.3. Современная философская антропология
- 2.6.4. Современный натурализм
- 2.6.5. Экзистенциализм
- 2. 6. 6 . Неклассическая философия истории
- Тема 3. Возникновение научной социальной философии
- 3.1. Предпосылки возникновения исторического материализма
- 3.2. Основные этапы развития научной социальной философии
- Тема 4. Предмет, структура и функции научной социальной философии
- 4.1. Предмет и структура исторического материализма
- 4.2. Социальная философия и частные науки
- Тема 5. Человек, или социальная форма материи
- 5.1. Сущность человека
- 5.2. Законы общества
- 5.3. "Сущностные силы" человека
- 5.4. Индивид и общество
- 5.5. Человек как объект биологического исследования
- 5. 6. Историческая форма общества
- Тема 6. Материальное производство — основа жизни общества
- 6.1. Материальное производство: структура и источники развития
- 6.2. Производительные силы: структура и источники развития
- 6.3. Производственные отношения: структура и источники развития
- 6.4. Труд и собственность 6.4.1. Сущность труда
- 6.4.2. Собственность: природа, структура, тенденции развития
- 6.4.3. Свобода и факторы ее развития
- 6.5. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы и направления развития
- Тема 7. Социально-экономическая структура общества
- 7. 1. Исторические общности людей
- Тема 7. Социально-экономическая структура общества
- 7. 1. Исторические общности людей
- 7.2. Классовая структура общества
- 7. 3. Экономические основы существования классов
- 7.4. Классовая борьба и ее особенности в современную эпоху
- Тема 8. Политическая организация общества
- 8.1. Происхождение и сущность государства
- 8.2. Экономические основы отмирания государства
- 8.3. Научная теория государства и революция в современную эпоху
- Тема 9. Духовная жизнь общества
- 9.1. Общественное и индивидуальное сознание
- 9.2. Законы развития общественного сознания
- 9.3. Структура общественного сознания
- 9.4. Формы общественного сознания
- Тема 10. Личность и общество 10.1. Понятие личности и механизм ее формирования
- 10.2. Исторические типы взаимоотношений личности и общества.
- 10.3. Роль народных масс и личности в истории
- Тема 11. Исторический процесс и будущее человечества
- 11.1. Сущность истории человечества
- 11.2. Единство и многообразие исторического процесса
- 11.3. Основные ступени исторического процесса
- 11.4. Смысл истории и его исторические модификации
- 11.5. Кризис человеческой цивилизации и стратегия развития в XXI веке