11.4. Смысл истории и его исторические модификации
В научной концепции человеческой сущности исторического процесса осмысление, осознание истории совпадает с действительной сущностью или, иначе, с объективной основой смысла истории. Научное понимание смысла истории поэтому включает в себя знание ее сущности и адекватное ее осознание. В такой трактовке смысла истории действительная сущность и ее осмысление становятся диалектически тождественными. С этих позиций смысл истории вообще, исторической эпохи в частности можно постичь благодаря познанию действительной сущности исторического процесса в целом или его ступени. Способ осознания, осмысления истории определяется . прежде всего логикой объективного процесса, его сущностью и законами, но он обусловлен также социально-экономическими и духовными факторами. На каждом этапе общественной жизни смысл истории зависит, с одной стороны, от исторической формы объективно-реального процесса, создаваемого, творимого индивидами, с другой - от формы и способа ее осознания ими. В свою очередь осознание смысла истории определяется многими факторами, в особенности экономическими и политическими интересами господствующих в обществе групп, классов, слоев. Поэтому та или иная концепция смысла истории всегда обусловлена не только исторической формой сущности человека, но и способом ее осознания, обладающим относительной самостоятельностью. Общество в целом или каждый класс с позиций своих интересов, в первую очередь экономических, оценивает и критически осмысливает общественную жизнь. Ее осознание зависит также от поставленных ими задач, которые, в свою очередь, зависят от степени развития объективных процессов, происходящих в обществе, а также от глубины их познания и, соответственно, от возможности и способности достижения обществом или классом поставленных целей.
Поскольку человек сам производит себя, свое бытие и сущность, последняя составляет объективную основу смысла его существования. Раскрыв истинную сущность человека, марксистская философия впервые показала, что смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни - в природе, боге, идее и т.д. Смысл заложен в самом человеческом существовании, материальном и духовном творчестве, в познании и преобразовании мира и себя. При этом он состоит не просто в существовании, а в бесконечном углублении человека в собственную родовую и индивидуальную сущность.
И сущность человека, и процесс ее осмысления историчны. Смысл жизни меняется на основе изменения реальной сущности человека, ее модификаций. Изменение человеческой сущности, или объективной основы смысла жизни, и осознание этого изменения индивидами всегда разделены во времени, так как в конечном счете сознание отстает от бытия, изменяется вслед за ним. Чем сложнее и богаче человеческая жизнь, тем сложнее и ее объективный смысл (сущность). Он создается индивидами, творящими собственное, не существовавшее ранее бытие и его законы, а его осознание ими зависит от уровня развития общества, присущих ему производительных сил и производственных отношений, а также индивидуальных, классовых и других факторов общественного развития. Сущность, или объективный смысл человеческого существования, принимает определенные исторические формы, соответствующие степени и глубине развития сущностных сил человека. Поэтому, только познав сущность и смысл человеческого существования, их модификации в каждую историческую эпоху, можно понять сущность и смысл исторического процесса.
Трудность осмысления истории, постижения ее подлинного смысла заключается еще и в том, что реальный процесс жизни индивидов не охватывается и не осознается ими полностью. Хотя каждый акт человеческой деятельности осуществляется сознательно, совокупность этих актов в целом, конечный результат, к которому они приводят, не могут быть столь же осознанными и осмысленными. К тому же объективные законы, детерминирующие основное содержание и основные ступени действительной человеческой истории, не остаются неизменными, а с усложнением универсальной сущности человека, "субстанции" труда развиваются, обогащаются новым содержанием и принимают новые формы. Осознание истинного смысла истории есть последовательное движение, углубление человечества в собственную, им самим произведенную сущность, которая вследствие присвоения новых сил природы становится все более сложной, внутренне дифференцированной, развернутой. С его постижением провиденциалистское понимание истории и ее смысла как движения человечества к некой предустановленной богом цели - "грядущего мира" на земле после "конца света" полностью изживет себя.
Выдвижение в последние десятилетия на первый план потребности в сохранении биологической и социальной жизни индивида и общества связано не только с переломным характером современной эпохи, когда вопрос "быть или не быть" стал уже вопросом для всего человечества, но и с острым экологическим кризисом, ставшим сегодня дамокловым мечом, занесенным над человечеством. В силу этого ни один человек не может себя считать достаточно зрелым, если он сознательно не содействует реализации этой потребности.
- Введение
- Тема 1. Социальная философия, ее проблематика и основные направления
- Тема 2. Основные этапы развития социальной философии
- 2.1. Социально-философская мысль в античную эпоху
- 2.2. Социально-философские взгляды Средневековья
- 2.3. Социально-философские взгляды Нового времени
- 2.4. Классическая немецкая социальная философия
- Иммануил Кант (1724 - 1804)
- Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775 - 1854)
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831)
- Людвиг Фейербах (1804-1872)
- 2.5. Русская социальная философия XVIII - XX вв.
- 2.6. Западная социальная философия второй половины XIX - XX вв.
- 2.6.1. Иррационализм
- 2.6.2. Неопозитивистская социология
- 2.6.3. Современная философская антропология
- 2.6.4. Современный натурализм
- 2.6.5. Экзистенциализм
- 2. 6. 6 . Неклассическая философия истории
- Тема 3. Возникновение научной социальной философии
- 3.1. Предпосылки возникновения исторического материализма
- 3.2. Основные этапы развития научной социальной философии
- Тема 4. Предмет, структура и функции научной социальной философии
- 4.1. Предмет и структура исторического материализма
- 4.2. Социальная философия и частные науки
- Тема 5. Человек, или социальная форма материи
- 5.1. Сущность человека
- 5.2. Законы общества
- 5.3. "Сущностные силы" человека
- 5.4. Индивид и общество
- 5.5. Человек как объект биологического исследования
- 5. 6. Историческая форма общества
- Тема 6. Материальное производство — основа жизни общества
- 6.1. Материальное производство: структура и источники развития
- 6.2. Производительные силы: структура и источники развития
- 6.3. Производственные отношения: структура и источники развития
- 6.4. Труд и собственность 6.4.1. Сущность труда
- 6.4.2. Собственность: природа, структура, тенденции развития
- 6.4.3. Свобода и факторы ее развития
- 6.5. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы и направления развития
- Тема 7. Социально-экономическая структура общества
- 7. 1. Исторические общности людей
- Тема 7. Социально-экономическая структура общества
- 7. 1. Исторические общности людей
- 7.2. Классовая структура общества
- 7. 3. Экономические основы существования классов
- 7.4. Классовая борьба и ее особенности в современную эпоху
- Тема 8. Политическая организация общества
- 8.1. Происхождение и сущность государства
- 8.2. Экономические основы отмирания государства
- 8.3. Научная теория государства и революция в современную эпоху
- Тема 9. Духовная жизнь общества
- 9.1. Общественное и индивидуальное сознание
- 9.2. Законы развития общественного сознания
- 9.3. Структура общественного сознания
- 9.4. Формы общественного сознания
- Тема 10. Личность и общество 10.1. Понятие личности и механизм ее формирования
- 10.2. Исторические типы взаимоотношений личности и общества.
- 10.3. Роль народных масс и личности в истории
- Тема 11. Исторический процесс и будущее человечества
- 11.1. Сущность истории человечества
- 11.2. Единство и многообразие исторического процесса
- 11.3. Основные ступени исторического процесса
- 11.4. Смысл истории и его исторические модификации
- 11.5. Кризис человеческой цивилизации и стратегия развития в XXI веке