6.4.3. Свобода и факторы ее развития
В самом общем смысле свобода есть относительная самостоятельность, независимость от обстоятельств. Вместе с тем эта относительная независимость сама обусловлена обстоятельствами. В конечном счете всякая свобода ограничивается действием объективных законов природы и общества. Поэтому знание законов и их умелое использование обеспечивают индивидам свободу выбора вариантов действий, допускаемых рамками действия этих законов. Как уже отмечалось, законы общества возникают одновременно с началом человеческой истории и являются "априорными" по отношению ко всей последующей истории, обусловливая ее основное содержание и основные этапы развития. По мере развития труда законы общества усложняются, наполняясь новым содержанием. Так, закон стоимости при капитализме изменяет свою форму, сохраняя при этом общую природу — эквивалентный обмен затратами, и становится главным законом экономической жизни. При социализме он не исчезает, не сужает сферу своей деятельности, а включается в более мощные экономические и социальные отношения, открывающие новые возможности для его функционирования.
Основными факторами развития индивидуальной и общественной свободы являются труд и собственность: они задают тот или иной масштаб развития индивидов и, соответственно, определяют границы их свободы. Развитие индивидов без заранее установленного масштаба возможно в условиях непосредственно общественного труда и общественной собственности, имеющих индивидуализированный, а не обезличенный характер. Рост свободы зависит, в первую очередь, от содержания труда, ибо его субстанцией выступает человек, проявляющий в процессе труда свои родовые и индивидуальные сущностные силы и тем самым непрерывно производящий самого себя и общество. Чем сложнее присвоенные человеком силы природы, тем сложнее он сам и осуществляемый им процесс труда. Развитие сущностных сил человека определяется тем, какие природные силы присвоены (преобразованы и использованы) им и в какой форме (эмпирической или научной) произведено их присвоение. Пока труд малопроизводителен, индивиды связаны с ограниченной деятельностью: крестьянин—с землей, рабочий—со станком, управляющий—с конторой и потому, во-первых, все они несвободны, все в одинаковой степени находятся в положении "порабощения" их собственными средствами производства; во-вторых, одни индивиды живут за счет других, так что условием свободы меньшинства становится несвобода большинства; в-третьих, они вынуждены большую часть времени отдавать навязанному им труду и почти не имеют времени для свободно выбранных занятий; в-четвертых, их деятельность основана на знании простых законов природы, обеспечивающих для свободного выбора незначительное число вариантов действий. Сложный труд позволяет индивидам наиболее эффективно регулировать свой обмен веществ с природой, совершать его с наименьшей затратой сил и при условиях наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей. Однако, пока труд диктуется нуждой, не свободен от физических потребностей людей и в большей мере направлен на их удовлетворение, об истинной свободе не может быть и речи. Только будучи направленным в первую очередь на развитие каждого индивида и его индивидуальности во всем ее богатстве, он делает возможным переход от царства необходимости в царство свободы. Рост свободы зависит также от формы собственности, устанавливающей масштаб развития индивидов. Этот масштаб определяется объектами собственности, подлежащими присвоению, и способом их присвоения. Мелкая собственность не позволяет индивиду воспроизводить себя как индивида во всем многообразии своих сущностных сил. Даже ремесленник, овладевший ремеслом во всем объеме, может подняться лишь до некоторого ограниченного художественного вкуса. Крупная частная собственность задает иной масштаб развитию индивидов, поднимая на более высокую ступень способности и потребности, возвышая их. Однако она не позволяет индивиду стать для себя родовым существом, делая его прежде всего экономическим существом. Общественная собственность— фундаментальная предпосылка свободного развития творческих способностей индивида, его полного, всестороннего развития. Но пока сохраняется товарное производство, хотя и в ином уже содержании, главным в природе собственности остается обладание вещами как товарами. Последние присваиваются в первую очередь в качестве средств к жизни, присваиваются односторонне, их сущности не служат средством всестороннего развития индивида, которое само еще не выступает в качестве непосредственной цели развития. Это предполагает высоко развитые производительные силы, характеризующиеся новым типом работника и труда и, соответственно, новым разделением труда.
- Введение
- Тема 1. Социальная философия, ее проблематика и основные направления
- Тема 2. Основные этапы развития социальной философии
- 2.1. Социально-философская мысль в античную эпоху
- 2.2. Социально-философские взгляды Средневековья
- 2.3. Социально-философские взгляды Нового времени
- 2.4. Классическая немецкая социальная философия
- Иммануил Кант (1724 - 1804)
- Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775 - 1854)
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831)
- Людвиг Фейербах (1804-1872)
- 2.5. Русская социальная философия XVIII - XX вв.
- 2.6. Западная социальная философия второй половины XIX - XX вв.
- 2.6.1. Иррационализм
- 2.6.2. Неопозитивистская социология
- 2.6.3. Современная философская антропология
- 2.6.4. Современный натурализм
- 2.6.5. Экзистенциализм
- 2. 6. 6 . Неклассическая философия истории
- Тема 3. Возникновение научной социальной философии
- 3.1. Предпосылки возникновения исторического материализма
- 3.2. Основные этапы развития научной социальной философии
- Тема 4. Предмет, структура и функции научной социальной философии
- 4.1. Предмет и структура исторического материализма
- 4.2. Социальная философия и частные науки
- Тема 5. Человек, или социальная форма материи
- 5.1. Сущность человека
- 5.2. Законы общества
- 5.3. "Сущностные силы" человека
- 5.4. Индивид и общество
- 5.5. Человек как объект биологического исследования
- 5. 6. Историческая форма общества
- Тема 6. Материальное производство — основа жизни общества
- 6.1. Материальное производство: структура и источники развития
- 6.2. Производительные силы: структура и источники развития
- 6.3. Производственные отношения: структура и источники развития
- 6.4. Труд и собственность 6.4.1. Сущность труда
- 6.4.2. Собственность: природа, структура, тенденции развития
- 6.4.3. Свобода и факторы ее развития
- 6.5. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы и направления развития
- Тема 7. Социально-экономическая структура общества
- 7. 1. Исторические общности людей
- Тема 7. Социально-экономическая структура общества
- 7. 1. Исторические общности людей
- 7.2. Классовая структура общества
- 7. 3. Экономические основы существования классов
- 7.4. Классовая борьба и ее особенности в современную эпоху
- Тема 8. Политическая организация общества
- 8.1. Происхождение и сущность государства
- 8.2. Экономические основы отмирания государства
- 8.3. Научная теория государства и революция в современную эпоху
- Тема 9. Духовная жизнь общества
- 9.1. Общественное и индивидуальное сознание
- 9.2. Законы развития общественного сознания
- 9.3. Структура общественного сознания
- 9.4. Формы общественного сознания
- Тема 10. Личность и общество 10.1. Понятие личности и механизм ее формирования
- 10.2. Исторические типы взаимоотношений личности и общества.
- 10.3. Роль народных масс и личности в истории
- Тема 11. Исторический процесс и будущее человечества
- 11.1. Сущность истории человечества
- 11.2. Единство и многообразие исторического процесса
- 11.3. Основные ступени исторического процесса
- 11.4. Смысл истории и его исторические модификации
- 11.5. Кризис человеческой цивилизации и стратегия развития в XXI веке