logo
Sotsialnaya_filosofia

6.4.2. Собственность: природа, структура, тенденции развития

Собственность — это сложный социальный феномен, выступающий наряду с трудом одним из важнейших источников развития человечества. Благодаря ей у человека возникает контакт со все расширяющейся совокупностью вещей, которые становятся объектами его собственности, а также с другими людьми, аккумулируются результаты труда и тем самым создается возможность для определения направления его дальнейшего развития. В собственности заключен один из важнейших стимулов к труду —стремление человека к владению вещами и превращению их в средства собственного развития. В самом общем смысле собственность означает отношения между людьми по поводу определенных материальных условий. Поэтому она включает и биологические отношения к этим условиям. Средства существования человека (пища, одежда, жилище и т.д.) обеспечивают социальный образ жизни и вместе с тем удовлетворяют его биологические потребности. В силу этого отношения собственности включают биологические отношения к биологическим условиям. Распределение биологических условий существования зависит от социальных отношений собственности, т.е. социальные отношения определяют биологические отношения внутри общества. Плодотворные попытки исследования биологических основ социальных отношений (хотя и весьма ограниченные) связаны с классическим психоанализом. Фрейдизм, как известно, рассматривал биологические связи между людьми, однако основное внимание уделял биологическим отношениям, связанным с половым инстинктом. Более сложным является изуче­ние биологических основ поведения человека и общества, связанных с другими инстинктами (родственным, деятельности и т.д.). Исследование этой стороны биологических отношений в обществе, по-видимому, дело будущего.

Возникновение феномена собственности Маркс объясняет прежде всего особенностью человеческого способа существования и развития, состоящего не в потреблении того, что дано природой в готовом виде, а в преобразовании ее. Всякий предмет, даже дарованный природой, например, камень, должен быть вначале присвоен посредством какой-либо деятельности. Это означает, что собственность есть предпосылка и результат практического отношения человека к вещи, что она формируется лишь в процессе производства, ибо действительное присвоение совершается сперва не в мысленном, а в активном, реальном отношении к этим условиям. При этом необходимо различать две стороны присвоения индивидами средств производства: техническую, т. е. присоединение к его собственным силам сил природы, и экономическую, т. е. отношение к ним либо "как к своей", либо "как к не-своей" собственности. Эти две стороны тождественны в том смысле, что обе они суть объективные, а не мысленные. В то же время по содержанию они являются в корне различными.

Техническое отношение субъекта к вещи есть непосредственная сторона собственно труда, в процессе которого производятся отношения собственности. Последние по своей сущности являются отношениями между людьми. Их истинное содержание— экономическое. Отношение к вещи как к своей или чужой опосредованно отношениями между людьми, пронизано ими. Капиталист, по словам Маркса, не потому капиталист, что он управляет производством, он управляет им потому, что является капиталистом Однако собственность как таковая не сводится к отношениям между людьми, а включает в себя экономическое отношение субъектов к средствам производства, реальное воздействие на них. Как хозяин средств производства капиталист практически (непосредственно или опосредованно) оказывает на них влияние. Его отношение к ним не техническое, а экономическое, собственническое. В той мере, в какой в отношениях собственности реализуется экономическое отношение индивида к средствам производства, реальное воздействие его на процесс производства, эти отношения наполняются эконо-мическим содержанием, способствуют появлению избыточности, превышению результатами труда его затрат. Чтобы самый труд стал избыточным, индивид должен также экономически присвоить необходимые ему в процессе труда средства труда.

Отношение субъекта труда к средствам производства как к своей или к не-своей собственности, т. е. экономическое отношение его к ним, является одной из важнейших составляющих феномена собственности. Игнорирование этой связи в условиях общественной собственности способствовало значительному отчуждению от нее человека, снижению заинтересованности его в труде. Отчуждение от труда, т.е. превращение его в нечто внешнее, не принадлежащее сущности индивида, порождается в первую очередь разделением труда на умственный и физический, их противоположностью и узкой специализацией. Поэтому ликвидация эксплуатации и обобществление средств производства приводят не к полному, а лишь к частичному упразднению отчуждения. Пока сохраняется товарное производство, хотя и в ином содержании, сохраняется и породившее его разделение труда как такового и, следовательно, отчуждение Главным в содержании собственности продолжает оставаться обладание вещами как товарами. Последние присваиваются в качестве средств к жизни, присваиваются односторонне, их сущности не служат средством всестороннего развития человека, которое еще не выступает в качестве цели развития. Это предполагает высокий уровень развития производительных сил, характеризующийся новым типом работника и труда, а также новым разделением труда. Отчуждение, обусловленное "ничейным" характером общественной собственности,— вторичное, дополняющее неизбежное при невысоком уровне развития производительных сил отчуждение индивидов от труда и от самих себя. Другой важнейшей составляющей феномена собственности является отношение индивидов к своей рабочей силе. Это отношение недостаточно исследовано в науке и не рассматривается в качестве одной из сторон отношений собственности. Между тем именно она служит показателем степени развития сущностных сил индивида и его экономической свободы. Обычно полагают, что капитализм укрепляет собственность лишь на средства производства и тем самым создает острые стимулы к труду. В действительности капиталист является также собственником действующей рабочей силы. Он не может осуществить себя в качестве собственника до тех пор, пока не присоединит к принадлежащим ему средствам производства живой труд. Противоречие заключается поэтому в том, что владелец рабочей силы не может жить, не лишаясь этой собственности и не восстанавливая себя постоянно как ее собственника. При капитализме, следовательно, существуют два полюса собственности: собственность на средства производства и собственность на рабочую силу, без взаимодействия которых невозможно ни накопление капитала, ни развитие рабочей силы. Как показал Маркс, поляри­зация отношений собственности заключает в себе более сильный стимул к труду, чем существование при рабстве и крепостничестве единого собственника на рабочую силу и средства производства. Собственность на рабочую силу, как и собственность на средства производства, претерпевает в ходе исторического развития сложную эволюцию. При капитализме она становится основой индивидуальной свободы человека и одним из важнейших факторов развития общества. Еще большую значимость собственность на рабочую силу приобретет в условиях подлинного социализма и коммунизма, где она явится главным богатством общества. Это совпадает с основным направлением социального прогресса — всесторонним развитием каждого индивида как условием свободного развития всех. Собственность — индивидуальная и коллективная на рабочую силу—важнейшая основа развития подлинной демократии, ибо в конечном счете она состоит в создании условий для максимальной свободы личности, проявления ею всех потенциальных возможностей, в первую очередь способности к труду. Именно неиндивидуализированность общественной собственности, "ка­зарменный режим" в использовании рабочей силы явились главной причиной, сдерживающей реализацию возможностей, заложенных в природе социализма.

Поскольку рабочая сила, человек есть определяющий фактор производства, а орудия и предметы труда лишь средства ее развития, логично допустить, что главным и своеобразным "объектом" собственности является сам человек. По Марксу, главное богатство общества заключается не в вещах, созданных и накопленных им, а в наличии у индивидов навыков, умений, знаний, необходимых для создания новых средств труда, т. е. в уровне развития общественного индивида, его рабочей силы. Это означает, что главным объектом собственноти является рабочая сила, а не средства производства. Таким образом, в собственности как таковой следует различать три стороны: 1) отношения между людьми как собственниками и не собственниками;

2) отношения к средствам производства как к своей или чужой собственности;

3) отношения к рабочей силе как к своей или чужой собственности.

Будучи первоначально представленными в относительно слитном, слабо расчлененном виде, эти три отношения в структуре собственности дифференцируются по мере перехода от низших исторических форм труда и собственности к высшим. Труд определяет Пока труд не отделен от средств

форму собственности производства (объективных условий), есть еще

собственный труд работника, последний

непосредственно присваивается в качестве условия производства. Так, раб как рабочая сила является вещью, принадлежащей отдельному рабовладельцу, и не относится к своей живой трудовой деятельности как субъект. Крепостной крестьянин выступает наравне с рабочим скотом придатком к земле. Цель ручного труда на всем протяжении его развития -не созидание стоимости, а обеспечение существования отдельного собственника и его семьи, а также и всей общины. Этот труд базируется преимущественно на потребительной стоимости и служит непосредственному потреблению. В силу своей природы он порождает собственность, при которой средства производства принадлежат частным лицам. В зависимости от того, являются ли последние работниками или не работниками, изменяется лишь характер частной собственности, но при этом сохраняется главное — раздробленность средств производства и его узкие границы. На известной ступени ручной труд создает условия для превращения основанной на собственном труде раздробленной частной собственности отдельных личностей в капиталистическую. Это происходит тогда, когда формируется собственно машинный труд, т. е. когда изменяется сущность труда. С этого момента рабочая сила полностью обособляется от средств производства и противопоставляется им. Но пока сущность труда радикально не меняется, пока труд не становится собственно машинным трудом и не происходит отделение рабочей силы от условий труда, не появляются и собственно капиталистические произ­водственные отношения. Лишь с момента производства машин с помощью машин, а не посредством мастерства рабочего, труд производит не только прибавочную стоимость, но и само капиталистическое отношение — капиталиста на одной стороне, наемного рабочего — на другой.

Развитие машинного труда и орудий труда, их усложнение в эпоху НТР ставят предел существованию частной капиталистической собственности на средства производства и создают необходимые мате­риальные предпосылки для превращения их в общественное достояние. Уже с развитием крупной промышленности растет организация производства как общественного на каждом отдельном предприятии и в монополии, намечается тенденция к "коллективным" формам собственности. Вследствие этого целый спектр экономических отношений, в первую очередь организационно-экономические отношения, приобретает характер отношений сотрудничества и взаимопомощи. Основное противоречие капитализма между общественным характером труда и частнокапиталистической формой присвоения имеет, следовательно, сложный характер. Строго говоря, оно есть противоречие между производительными силами, наиболее тесно связанным с ним слоем экономических отношений, и капиталистической формой присвоения. Чем больше человек "вбирает" в себя и "излучает" из себя природные силы, тем быстрее средства труда становятся такими, которые по самой своей веществен­ной природе могут быть применены только совместно. То есть чем сложнее характер орудий труда, определяемый степенью преобразования в них сил природы, тем настоятельнее потребность в общественной собственности на средства производства, без которой дальнейшее присвоение человеком колоссальных сил природы оказывается невозможным. Следовательно, вещественная природа орудий труда в известной мере обусловливает новый тип производственных отношений.

Автоматизированный труд по мере роста его сложности, содержательности все в большей степени приобретает инди­видуализированный характер. В процессе труда вновь на первый план выходят индивидуальные, а не родовые потенции человека. Как известно, совокупный труд в существенной мере связан с реализацией родовых потенций и погашением в силу кооперации погрешностей в задатках и способностях отдельных индивидов

производстве в первую очередь зависит от индивидуальных способностей и потому предполагает не внешнее погашение неравных способностей индивидов, а реальное уничтожение этого неравенства посредством развития задатков и способностей каждого индивида, что возможно только в условиях общественной собственности на средства производства. Тем самым автоматическая система машин подготавливает условия для появления экономических отношений, при которых становится возможным универсальное развитие индивидов.