7.2. Классовая структура общества
В работе "Великий почин" Ленин дал определение классов. "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" . Это определение имеет три части. Первая часть - тезис о различии социальных групп по их месту в системе производства — заключает в себе общее, неразвернутое определение классов, в котором имплицитно содержатся все классообразующие признаки. "Место" в системе производства в существенной мере связано с отношениями собственности. Капиталист, как уже отмечалось, не потому капиталист, что он управляет производством, наоборот, он управляет им потому, что является капиталистом. В соответствии с признаком "место" в системе производства классы делятся на основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические.
Вторая часть определения указывает на три взаимосвязанных признака: отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы получения и размеры получаемой доли общественного богатства. Они соответствуют трем основным элементам системы производственных отношений и сами образуют иерархическую систему: отношение к средствам производства выступает в качестве главного классообразующего признака. Ленин неоднократно отмечал, что основной признак различия между классами— их место в общественном производстве и, следовательно, их отношение к средствам производства. Пролетариат при капитализме на всех стадиях его развития не является основным собственником средств производства, он собственник своей рабочей силы до момента ее продажи и потому не определяет цели производства, не является его организатором и руководителем. В условиях общественной собственности труд рабочего класса не присваивается, а оплачивается в соответствии с основным законом социализма по стоимости рабочей силы и трудовым затратам, за вычетом того, что необходимо для развития расширенного воспроизводства, общественных фондов, через посредство которых вычтенное частично возвращается рабочему. Он должен быть также частичным собственником средств производства, находящихся в целом в общественной собственности, быть хозяином производства.
Буржуазия как основной собственник средств производства и действующей рабочей силы руководит, управляет капиталистическим производством в целом. Управленческий труд — это разновидность умственного труда, он не создает прибавочной стоимости, но обеспечивает условия для ее создания. Такова же роль в производстве менеджеров, научно-технического персонала, ученых. Следовательно, роль классов в общественной организации труда, а также способы получения и размеры доходов обусловлены прежде всего отношением их к средствам производства, хотя в основе деления на классы в конечном счете лежит разделение труда на организаторский и исполнительский, сложный и простой, физический и умственный. Разделение труда, не являясь непосредственно классообразующим признаком, должно учитываться при выяснении различий между классами, социальными группами, слоями. Однако классовую структуру надо отличать от структуры профессиональной.
Различия между профессиями неправомерно смешивать с различиями между классами. Последние являются более глубокими и имеют своей непосредственной причиной различия в отношениях собственности и эксплуатацию. Профессиональное разделение труда (в частности, обособление в качестве самостоятельных видов деятельности скотоводства, земледелия, ремесла) служит предпосылкой деления общества на классы, оно выступает также в качестве основы их деления на слои и социальные группы, которые различаются по роду деятельности, квалификации, специализации. Не род деятельности, не квалификация .определяют принадлежность индивидов к классам, напротив, их классовая принадлежность обусловливает круг профессий, которыми они могут овладеть.
Третья, заключительная, часть определения характеризует сущность взаимоотношений между классами в антагонистических обществах, которая состоит в присвоении чужого труда, эксплуатации одних классов другими.
Классовая структура общества выражается в соответствующей политической и правовой структуре, ибо общественные группы отличаются по своему отношению к государственной власти. Особенно ярко это проявляется в сословном делении. Сословия суть социальные группы людей, принадлежность к которым закрепляется юридически в качестве особых прав и обязанностей, установленных законом. Иначе говоря, сословия есть не что иное, как политическая и юридическая форма классовых различий. В рабском и феодальном обществе различие классов фиксировалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса. Поэтому классы рабского и феодального (а также крепостного) общества были и сословиями. Напротив, в буржуазном обществе все граждане равноправны, сословные деления уничтожены (по крайней мере, в принципе) и поэтому классы перестали быть сословиями.
- Введение
- Тема 1. Социальная философия, ее проблематика и основные направления
- Тема 2. Основные этапы развития социальной философии
- 2.1. Социально-философская мысль в античную эпоху
- 2.2. Социально-философские взгляды Средневековья
- 2.3. Социально-философские взгляды Нового времени
- 2.4. Классическая немецкая социальная философия
- Иммануил Кант (1724 - 1804)
- Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775 - 1854)
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831)
- Людвиг Фейербах (1804-1872)
- 2.5. Русская социальная философия XVIII - XX вв.
- 2.6. Западная социальная философия второй половины XIX - XX вв.
- 2.6.1. Иррационализм
- 2.6.2. Неопозитивистская социология
- 2.6.3. Современная философская антропология
- 2.6.4. Современный натурализм
- 2.6.5. Экзистенциализм
- 2. 6. 6 . Неклассическая философия истории
- Тема 3. Возникновение научной социальной философии
- 3.1. Предпосылки возникновения исторического материализма
- 3.2. Основные этапы развития научной социальной философии
- Тема 4. Предмет, структура и функции научной социальной философии
- 4.1. Предмет и структура исторического материализма
- 4.2. Социальная философия и частные науки
- Тема 5. Человек, или социальная форма материи
- 5.1. Сущность человека
- 5.2. Законы общества
- 5.3. "Сущностные силы" человека
- 5.4. Индивид и общество
- 5.5. Человек как объект биологического исследования
- 5. 6. Историческая форма общества
- Тема 6. Материальное производство — основа жизни общества
- 6.1. Материальное производство: структура и источники развития
- 6.2. Производительные силы: структура и источники развития
- 6.3. Производственные отношения: структура и источники развития
- 6.4. Труд и собственность 6.4.1. Сущность труда
- 6.4.2. Собственность: природа, структура, тенденции развития
- 6.4.3. Свобода и факторы ее развития
- 6.5. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы и направления развития
- Тема 7. Социально-экономическая структура общества
- 7. 1. Исторические общности людей
- Тема 7. Социально-экономическая структура общества
- 7. 1. Исторические общности людей
- 7.2. Классовая структура общества
- 7. 3. Экономические основы существования классов
- 7.4. Классовая борьба и ее особенности в современную эпоху
- Тема 8. Политическая организация общества
- 8.1. Происхождение и сущность государства
- 8.2. Экономические основы отмирания государства
- 8.3. Научная теория государства и революция в современную эпоху
- Тема 9. Духовная жизнь общества
- 9.1. Общественное и индивидуальное сознание
- 9.2. Законы развития общественного сознания
- 9.3. Структура общественного сознания
- 9.4. Формы общественного сознания
- Тема 10. Личность и общество 10.1. Понятие личности и механизм ее формирования
- 10.2. Исторические типы взаимоотношений личности и общества.
- 10.3. Роль народных масс и личности в истории
- Тема 11. Исторический процесс и будущее человечества
- 11.1. Сущность истории человечества
- 11.2. Единство и многообразие исторического процесса
- 11.3. Основные ступени исторического процесса
- 11.4. Смысл истории и его исторические модификации
- 11.5. Кризис человеческой цивилизации и стратегия развития в XXI веке