logo
Методические рекомендации

1. Предмет, методы и система предпринимательского права

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности и связанные с ними некоммерческие отношения. Предпринимательские и некоммерческие отношения образуют хозяйственно-правовые отношения и единый хозяйственно-правовой оборот.

Предпринимательские отношения имеют сложное содержание и структуру. Различают четыре группы предпринимательских отношений:

1) связанные с организацией предпринимательской деятельности;

2) непосредственно предпринимательская деятельность, в ходе которой достигается получение прибыли;

3) по государственному регулированию предпринимательства;

4) внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отношения, которые возникают в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур,

Некоммерческие отношения, входящие в предмет предпринимательского права, тесно связаны с предпринимательскими отношениями. К некоммерческим относятся отношения:

1 ) связанные с образованием предприятия, лицензированием;

2) по государственному регулированию;

3) по поддержке конкуренции;

4) по ограничению монополистической деятельности;

5) правового регулирования качества продукции, товаров и услуг;

6) правового регулирования ценообразования и т. д.

Предпринимательское право определяется как совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения. Это определение включает в себя правовую концепцию, нормы права и правоотношения. К правовой концепции относятся правовые идеи, доктрины. Нормы предпринимательского права устанавливают правила деятельности субъекта. Правоотношения являются формой существования предпринимательского права.

Предмет предпринимательского права предполагает применение методов. Под методом понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами.

К методам предпринимательского права относят методы:

1) обязательных предписаний (устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений);

2) автономных решений, автономии воли сторон правоотношения (права и обязанности участников предпринимательской деятельности устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними);

3) рекомендаций (предложение одной стороны другой определенного варианта поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях и установление для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей);

4) согласования (субъект предпринимательского права самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение - по согласованию с другим его участником);

5) обязательных предписаний (одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения);

6) запретов.

Методы характеризуются следующими чертами:

1) положением участников правоотношения;

2) особенностью содержания правоотношений;

3) особенностью состава юридических фактов;

4) спецификой ответственности.

Предпринимательское право РФ представляет собой совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм, которые группируются по институтам, объединяющим ряд связанных между собой правоотношений. В связи с этим под системой предпринимательского права понимается логическое расположение норм и институтов предпринимательского права.

Система предпринимательского права характеризует его структуру, отрасли законодательства, научную и учебную дисциплины.