11. Функции денег. Определение размеров денежной массы (предложение и спрос на деньги)
Функции денег:
1) Мера стоимости
2) Средство обращения
3) Средство накопления
4) Средство платежа
5) Мировые деньги (деньги используются в качестве средства расчетов в международном платежном обороте между странами).
Спрос на деньги: кейнсианский и монетаристский подходы. Уравнение обмена.
Спрос на деньги показывает, какую часть своего дохода экономические субъекты предпочитают хранить в наиболее ликвидной форме.
(ликвидность-способность денежного агрегата быть обменянным на наличные деньги)
В экономической теории существует 2 подхода спроса на деньги:
Монетаристский подход: Монетаристы связывают спрос на деньги с оптимизацией активов хозяйствующих субьектов. К таким активам относятся наличные деньги, депозиты, ценные бумаги,иностранная валюта, то есть финансовые инструменты с разной доходностью и надежностью, а также физический капитал. Кроме этого, монетаристы учитывают влияние инфляции на спрос на деньги.
Целью хозяйствующих субъектов является выбор таких активов, которые характеризовались бы максимальной доходностью и надежностью. Иными словами, спрос на деньги является функцией от совокупного капитального богатства хозяйствующего субъекта с поправкой на величину инфляции.
MD = f (rS, rB, P, W), где
f- функциональная зависимость;
rS, rB - доход по акциям (s - shares или stocks) и облигациям (b - bonds); .
Р - темп изменения уровня цен в процентах (уровень инфляции);
W - совокупное капитальное богатство.
Предложение денег задается правительством.
В отличие от классической количественной теории монетаристская концепция ставит спрос на деньги в зависимость не только от цен и необходимых кассовых остатков, но и от всех активов хозяйствующего субъекта с учетом инфляции.
Кейнсианский подход: С точки зрения Кейнса, спрос на деньги зависит от предпочтения ликвидности. Предпочтение ликвидности, по Кейнсу, означает предпочтение хранить деньги в наличной, то есть наиболее ликвидной форме.
Кейнс сформулировал три мотива такого хранения денег:
Транзакционный – деньги необходимы для осуществления сделок купли-продажи (зависит от ВНП)
Спекулятивный – деньги, необходимые для приобретения активов (ценных бумаг, вкладов или депозитов) различной доходности (зависит от ставки и дохода)
Мотив предосторожности – форс мажор (на чёрный день)
УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА
уравнение, имеющее вид MV=PQ, где М - количество денег в обращении, V - скорость обращения денег, Р - цена, Q - объем продаж товаров и услуг Представляет собой макроэкономическое соотношение, именуемое уравнением Фишера, служит одним из важных инструментов монетаристской доктрины. Согласно уравнению обмена масса денег в обращении прямо пропорциональна уровню цен и объему производства (продаж) товаров и обратно пропорциональна скорости обращения денег
Предложение денег: агрегаты денежной массы.
Предложение денег — количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.
Для измерения объема денежного предложения используются следующие показатели (агрегаты):
Денежные агрегаты расположены в порядке убывания степени ликвидности. Вопрос о том, какой агрегат является деньгами, дискуссионный. Однако большинство экономистов считает, что подлинными деньгами является агрегат М1, так как его компоненты могут быть безотлагательно израсходованы. Агрегат M1 называют деньгами в узком смысле слова. В развитых странах на долю металлических денег приходится 2—3 %, а бумажных денег — 25 % денежной массы М1. Безналичные деньги стали основной формой денег в современной экономике.
Срочные вклады физических лиц, депозиты предприятий, депозитные сертификаты и облигации государственных займов, являющиеся компонентами денежных агрегатов М2 и M3, — высоколиквидные финансовые активы. Хотя они и не функционируют непосредственно как средство обращения, но могут легко переводиться в наличные и безналичные деньги. Поэтому центральный банк рассчитывает денежные агрегаты M2 и M3 и учитывает их величину при регулировании денежного предложения.
Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. Если в качестве своей тактической цели устанавливается некое фиксированное предложение денег и поддерживается на данном уровне независимо от того, что будет происходить с процентными ставками, то кривая предложения денег будет вертикальной линией (SМ1). Если же тактическая цель центрального банка — стабилизация процентной ставки (по меньшей мере в краткосрочном временном интервале) на некотором фиксированном уровне вне зависимости от изменения количества денег, то кривая предложения денег будет горизонтальной (Sm2). Если же центральный банк не устанавливает тактических целей ни для величины предложения денег, ни для значения нормы процента и допускает расширение масштаба предложения денег по мере того, как растет норма процента, то кривая предложения денег будет возрастающей (Sm3).
Угол наклона кривой предложения денег зависит от тактической цели, определяемой центральным банком страны.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет, методы и функции экономической теории. Микро и макро экономика.
- Экономическая система и способы её функционирования.
- Основные проблемы организации в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Кривая производственных возможностей.
- Координирование экономических выборов (иерархия и рынок). Характерные черты, функции, преимущества и недостатки рыночной экономики.
- 2. Характерные черты, функции, преимущества и недостатки рыночной экономики.
- Хозяйственные субъекты и схема экономической активности.
- Спрос, его неценовые детерминанты, закон спроса.
- 7.Предложение, его закон, неценовые факторы.
- 8.Равновесная цена и механизм ее формирования.
- 9.Ценовая эластичность спроса: понятие, виды и факторы на нее влияющие.
- 10. Возникновение денег и эволюция денежного обращения
- 11. Функции денег. Определение размеров денежной массы (предложение и спрос на деньги)
- 12) Инфляция – сущность, причины, последствия, антиинфляционные меры.
- 13) Издержки и прибыль. Виды издержек.
- 14) Издержки производства в краткосрочном периоде. Кривая средних и предельных издержек.
- 15) Издержки производства в долгосрочном периоде. Экономия на масштабах производства.
- 16) Многообразие рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая, рынок монополии, олигополия, монополия).
- 17) Максимальная прибыль фирмы и минимизация убытков в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и эффективность.
- 18) Монополия, точка максимальной прибыли и минимизации убытков. Последствия монополизации.
- 19) Монополистическая конкуренция: понятие, распространение, эффективность функционирования.
- 20) Олигополия, её основные признаки, модель рынка олигополии (4 варианта).
- 21) Антимонопольная политика.
- 22) Отношение собственности, многообразие её форм.
- 23) Организационные формы бизнеса(индивидуальное предпринимательство, партнерство, корпорации)
- 24) Некоторые формы современной предпринимательской деятельности(лизинг, венчур и др.).
- 25) Доходы и неравенство. Причины дифференциации доходов.
- 26) Ссудный процент и факторы, определяющие его уровень.
- 27) Экономическая рента.
- 28) Зар. Плата. Факторы повышающие и понижающие уровень зарплаты.
- 29) Функции зар.Платы, её организация.
- 30) Рынок труда и занятость.
- 31) Виды безработицы и социально экономические последствия безработицы.
- 32) Основные макроэкономические показатели (внп, ввп, чнп, нд, лрд).
- 33) Воспроизводство и экон6омический рост. Типы и факторы экономического роста.
- 34) Экономический цикл, виды циклов.
- 35) Экономический функции государства и провалы рынка.
- 36) Фискальная политика гос-ва. Понятие гос.Бюджета и его структура.
- 37) Денежно-кредитная политика гос-ва.
- 38) Рынок ценных бумаг, их виды.
- 39) Цели инвестора, формирование портфеля ценных бумаг.