Координирование экономических выборов (иерархия и рынок). Характерные черты, функции, преимущества и недостатки рыночной экономики.
Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ — иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.
В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок — это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.
Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растёт. Рост цен даёт потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара.
В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам
Иерархия и власть. Рынки — важное, но не единственное средство осуществления экономической координации. Наиболее важные тому примеры — решения, принимаемые внутри частных фирм и правительственных учреждений. Следует заметить, что «невидимая рука» осуществляет управление рыночной экономикой (это так называемое бесструктурное управление), а это значит, что действие «невидимой руки» носит субъектный характер, то есть решения по изменению цен принимаются конкретными людьми, а не «невидимой рукой».
В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные (точнее, независимые) действия обособленных индивидуумов, а посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчинённым (так называемое структурное управление). Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные статистические данные, доклады, инструкции и правила. Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на подчинённых, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.
Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации. Оба подхода широко изучаются как макроэкономикой, так и микроэкономикой. И рынок, и иерархия власти не являются совершенными механизмами, в связи с чем объектом экономики являются такие категории, как провал рынка и провал государства.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет, методы и функции экономической теории. Микро и макро экономика.
- Экономическая система и способы её функционирования.
- Основные проблемы организации в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Кривая производственных возможностей.
- Координирование экономических выборов (иерархия и рынок). Характерные черты, функции, преимущества и недостатки рыночной экономики.
- 2. Характерные черты, функции, преимущества и недостатки рыночной экономики.
- Хозяйственные субъекты и схема экономической активности.
- Спрос, его неценовые детерминанты, закон спроса.
- 7.Предложение, его закон, неценовые факторы.
- 8.Равновесная цена и механизм ее формирования.
- 9.Ценовая эластичность спроса: понятие, виды и факторы на нее влияющие.
- 10. Возникновение денег и эволюция денежного обращения
- 11. Функции денег. Определение размеров денежной массы (предложение и спрос на деньги)
- 12) Инфляция – сущность, причины, последствия, антиинфляционные меры.
- 13) Издержки и прибыль. Виды издержек.
- 14) Издержки производства в краткосрочном периоде. Кривая средних и предельных издержек.
- 15) Издержки производства в долгосрочном периоде. Экономия на масштабах производства.
- 16) Многообразие рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая, рынок монополии, олигополия, монополия).
- 17) Максимальная прибыль фирмы и минимизация убытков в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и эффективность.
- 18) Монополия, точка максимальной прибыли и минимизации убытков. Последствия монополизации.
- 19) Монополистическая конкуренция: понятие, распространение, эффективность функционирования.
- 20) Олигополия, её основные признаки, модель рынка олигополии (4 варианта).
- 21) Антимонопольная политика.
- 22) Отношение собственности, многообразие её форм.
- 23) Организационные формы бизнеса(индивидуальное предпринимательство, партнерство, корпорации)
- 24) Некоторые формы современной предпринимательской деятельности(лизинг, венчур и др.).
- 25) Доходы и неравенство. Причины дифференциации доходов.
- 26) Ссудный процент и факторы, определяющие его уровень.
- 27) Экономическая рента.
- 28) Зар. Плата. Факторы повышающие и понижающие уровень зарплаты.
- 29) Функции зар.Платы, её организация.
- 30) Рынок труда и занятость.
- 31) Виды безработицы и социально экономические последствия безработицы.
- 32) Основные макроэкономические показатели (внп, ввп, чнп, нд, лрд).
- 33) Воспроизводство и экон6омический рост. Типы и факторы экономического роста.
- 34) Экономический цикл, виды циклов.
- 35) Экономический функции государства и провалы рынка.
- 36) Фискальная политика гос-ва. Понятие гос.Бюджета и его структура.
- 37) Денежно-кредитная политика гос-ва.
- 38) Рынок ценных бумаг, их виды.
- 39) Цели инвестора, формирование портфеля ценных бумаг.