18) Монополия, точка максимальной прибыли и минимизации убытков. Последствия монополизации.
Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Виды монополий
• Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
• Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(преимущественно страны с капиталистическим строем).
• Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
• Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).
Монополии и эффективность
В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли , что приводит к неэффективности распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно не пригоден к конкуренции, его все равно будут покупать (так как нет альтернативы).
Регулирование монополий
• Цены Рамсея;
• Регулирование доходности;
• Контроль отношений собственности
Монополия в современной экономической теории
Если рыночные условия неблагоприятны , то монополия , так же как и фирма в
условиях совершенной конкуренции , может оказаться не в состоянии получать
прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. В этом случае целью
монополиста будет минимизация убытков . Как нам известно , возможности
получения прибыли зависят от того , как расположена кривая спроса
относительно кривой средних совокупных издержек фирмы.
Обратимся к рис. 5. Кривая спроса лежит ниже кривой средних совокупных
издержек на всём своём протяжении. Фирма - монополист вполне может оказаться
в такой ситуации во время экономического спада , когда снижаются доходы
потребителей , и кривая спроса временно смещается влево. Как обычно , уровень
выпуска продукции , соответствующий максимуму прибыли ( или минимуму убытков
) находится в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного
дохода , что соответствует выпуску приблизительно 10 единиц продукции.
Согласно кривой спроса , такое количество продукции может быть продано по
цене 4 руб. за штуку , фирма будет терять по 0,6 руб. на каждой проданной
единице. Совокупный убыток показан на рисунке прямоугольником.
Несмотря на то, что , выпуская 10 единиц продукции , фирма несёт убытки ,
они всё - таки минимальны. Цена , равная 4 руб. более чем достаточно для
компенсации средних переменных издержек. Монополист ( как и фирма в условиях
совершенной конкуренции ) будет продолжать выпуск до тех пор , пока цена
продаваемой продукции будет превосходить средние переменные издержки. Если же
кривая спроса сдвигается влево на столько , что кривая средних переменных
издержек оказывается над ней на всём её протяжении , фирма - монополист будет
минимизировать свои краткосрочные убытки , прибегая к полному прекращению
выпуска.
Теперь мы видим , что у фирмы - монополиста нет абсолютных гарантий получения
прибыли. Прибыль может быть получена только в том случае , если условия
спроса позволяют продавать продукцию по цене , превышающей издержки её
производства. Ситуация , представленная на рис. 5 , носит по сделанному нами
априорному предположению временный характер. Предполагается , что фирма
сможет выбраться из неё , дождавшись лучших времён. Иногда тем не менее
монополист сталкивается с непрекращающимся падением спроса. В такой
обстановке единственным вариантом является выход из отрасли с последующей
полной распродажей активов фирмы и прекращением всех заключенных договоров об
аренде и т.д.
РИС. 1 - Монополия, минимизирующая убытки
Рисунок13. Определение максимальной прибыли (оптимального выпуска) методом сравнения валового дохода и валовых издержек (в точке Q0 отрезок TR – TC является наибольшим. Точки Q1 и Q2 – точки критического объема производства, в которых прибыль равна нулю).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет, методы и функции экономической теории. Микро и макро экономика.
- Экономическая система и способы её функционирования.
- Основные проблемы организации в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Кривая производственных возможностей.
- Координирование экономических выборов (иерархия и рынок). Характерные черты, функции, преимущества и недостатки рыночной экономики.
- 2. Характерные черты, функции, преимущества и недостатки рыночной экономики.
- Хозяйственные субъекты и схема экономической активности.
- Спрос, его неценовые детерминанты, закон спроса.
- 7.Предложение, его закон, неценовые факторы.
- 8.Равновесная цена и механизм ее формирования.
- 9.Ценовая эластичность спроса: понятие, виды и факторы на нее влияющие.
- 10. Возникновение денег и эволюция денежного обращения
- 11. Функции денег. Определение размеров денежной массы (предложение и спрос на деньги)
- 12) Инфляция – сущность, причины, последствия, антиинфляционные меры.
- 13) Издержки и прибыль. Виды издержек.
- 14) Издержки производства в краткосрочном периоде. Кривая средних и предельных издержек.
- 15) Издержки производства в долгосрочном периоде. Экономия на масштабах производства.
- 16) Многообразие рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая, рынок монополии, олигополия, монополия).
- 17) Максимальная прибыль фирмы и минимизация убытков в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и эффективность.
- 18) Монополия, точка максимальной прибыли и минимизации убытков. Последствия монополизации.
- 19) Монополистическая конкуренция: понятие, распространение, эффективность функционирования.
- 20) Олигополия, её основные признаки, модель рынка олигополии (4 варианта).
- 21) Антимонопольная политика.
- 22) Отношение собственности, многообразие её форм.
- 23) Организационные формы бизнеса(индивидуальное предпринимательство, партнерство, корпорации)
- 24) Некоторые формы современной предпринимательской деятельности(лизинг, венчур и др.).
- 25) Доходы и неравенство. Причины дифференциации доходов.
- 26) Ссудный процент и факторы, определяющие его уровень.
- 27) Экономическая рента.
- 28) Зар. Плата. Факторы повышающие и понижающие уровень зарплаты.
- 29) Функции зар.Платы, её организация.
- 30) Рынок труда и занятость.
- 31) Виды безработицы и социально экономические последствия безработицы.
- 32) Основные макроэкономические показатели (внп, ввп, чнп, нд, лрд).
- 33) Воспроизводство и экон6омический рост. Типы и факторы экономического роста.
- 34) Экономический цикл, виды циклов.
- 35) Экономический функции государства и провалы рынка.
- 36) Фискальная политика гос-ва. Понятие гос.Бюджета и его структура.
- 37) Денежно-кредитная политика гос-ва.
- 38) Рынок ценных бумаг, их виды.
- 39) Цели инвестора, формирование портфеля ценных бумаг.