9.Ценовая эластичность спроса: понятие, виды и факторы на нее влияющие.
Эластичность спроса — численная характеристика изменения одного показателя (например: спроса или предложения) к другому показателю (например: цене, доходу) и показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.
Товары с эластичным спросом по цене:
Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)
Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)
Товары с неэластичным спросом по цене:
Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)
Эластичными (по цене) считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) больше изменения цены (|E|>1).
Неэластичными считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) меньше изменения цены (|E|<1).
Виды эластичности:
Эластичность спроса относительно цены:
Эластичность спроса по цене — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.
где Q - спрос(количество); P - цена.
Для измерения процентного изменения величины спроса используется формула средней точки Аллена.
Встречается так же упрощённый расчёт:
Различают точечную и дуговую эластичность.
Точечная эластичность — эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения;
Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную кривой спроса. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона касательной.
Дуговая эластичность — это показатель средней реакции спроса на изменение цены выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.
На эластичность влияют сроки хранения и особенности производства.
В зависимости от значения коэффициента Ed различают:
совершенную неэластичность (коэффициент Ed = 0).
К товарам с совершенно неэластичным спросом по цене относятся товары, без которых невозможно обойтись, например, соль, инсулин для диабетиков.
неэластичный спрос (коэффициент |Ed| < 1);
спрос, имеющий единичную эластичность (коэффициент |Ed| = 1).
эластичный спрос (коэффициент |Ed| > 1);
совершенно эластичный спрос (коэффициент |Ed| = бесконечности)
Данный вид эластичности характерен для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной.
Факторы, влияющие на эластичность:
Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.
Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса.
Размер дохода.
Качество товара. Если товар — предмет роскоши, спрос эластичен; если товар первой необходимости, спрос неэластичен.
Размеры запаса. Чем больше запас, тем эластичней спрос.
Ожидания потребителя.
Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса.
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.
E — Elasticity (эластичность); Q — Quantity (количество); P — Price (цена); d — Дельта; I — Income (доход)
Она зависит от следующих факторов:
Значимость товара для бюджета семьи.
Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.
Консерватизм во вкусах.
Если увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<0). Скорее всего, данный товар низкокачественный.
Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).
Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.
Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.
Перекрестная эластичность
Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.
Если , то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если , то блага взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо, тем выше степень заменяемости благ (если , то A и B – совершенные субституты). И наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).
Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении. Если два товара могут с одинаковым успехом использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, коэффициент перекрестной эластичности этих товаров по цене будет высок, и наоборот.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет, методы и функции экономической теории. Микро и макро экономика.
- Экономическая система и способы её функционирования.
- Основные проблемы организации в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Кривая производственных возможностей.
- Координирование экономических выборов (иерархия и рынок). Характерные черты, функции, преимущества и недостатки рыночной экономики.
- 2. Характерные черты, функции, преимущества и недостатки рыночной экономики.
- Хозяйственные субъекты и схема экономической активности.
- Спрос, его неценовые детерминанты, закон спроса.
- 7.Предложение, его закон, неценовые факторы.
- 8.Равновесная цена и механизм ее формирования.
- 9.Ценовая эластичность спроса: понятие, виды и факторы на нее влияющие.
- 10. Возникновение денег и эволюция денежного обращения
- 11. Функции денег. Определение размеров денежной массы (предложение и спрос на деньги)
- 12) Инфляция – сущность, причины, последствия, антиинфляционные меры.
- 13) Издержки и прибыль. Виды издержек.
- 14) Издержки производства в краткосрочном периоде. Кривая средних и предельных издержек.
- 15) Издержки производства в долгосрочном периоде. Экономия на масштабах производства.
- 16) Многообразие рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая, рынок монополии, олигополия, монополия).
- 17) Максимальная прибыль фирмы и минимизация убытков в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и эффективность.
- 18) Монополия, точка максимальной прибыли и минимизации убытков. Последствия монополизации.
- 19) Монополистическая конкуренция: понятие, распространение, эффективность функционирования.
- 20) Олигополия, её основные признаки, модель рынка олигополии (4 варианта).
- 21) Антимонопольная политика.
- 22) Отношение собственности, многообразие её форм.
- 23) Организационные формы бизнеса(индивидуальное предпринимательство, партнерство, корпорации)
- 24) Некоторые формы современной предпринимательской деятельности(лизинг, венчур и др.).
- 25) Доходы и неравенство. Причины дифференциации доходов.
- 26) Ссудный процент и факторы, определяющие его уровень.
- 27) Экономическая рента.
- 28) Зар. Плата. Факторы повышающие и понижающие уровень зарплаты.
- 29) Функции зар.Платы, её организация.
- 30) Рынок труда и занятость.
- 31) Виды безработицы и социально экономические последствия безработицы.
- 32) Основные макроэкономические показатели (внп, ввп, чнп, нд, лрд).
- 33) Воспроизводство и экон6омический рост. Типы и факторы экономического роста.
- 34) Экономический цикл, виды циклов.
- 35) Экономический функции государства и провалы рынка.
- 36) Фискальная политика гос-ва. Понятие гос.Бюджета и его структура.
- 37) Денежно-кредитная политика гос-ва.
- 38) Рынок ценных бумаг, их виды.
- 39) Цели инвестора, формирование портфеля ценных бумаг.