3.1 Рекомендации по управлению активами банка с целью повышения ликвидности и платежеспособности
Сегодня доминирует интегрированный подход, который заключается в скоординированном управлении финансами ПАО «Банк УралСиб», в процессе которого через согласование управленческих решений и достижение определенных пропорций между активными и пассивными операциями достигается несколько целей, таких как повышение прибыли, снижение рисков, анализ и контроль ликвидности, управление спрэдом.
Учитывая проблемы в области качества управления активами ПАО «Банк УралСиб», недостатки существующей стратегии с учетом разработки концепции стандартизации банковской деятельности, для эффективного управления бизнес-процессами и достижения плановых показателей, необходима систематизация. Основной задачей данной систематизации является обеспечение ответственными должностными лицами реализации и внедрения соответствующих процессов, стандартов и обеспечение их исполнения всеми сотрудниками всех подразделений ПАО «Банк УралСиб».
Основное управление активами сосредоточено в политике ПАО «Банк УралСиб», которая выражается в определенных установках относительно операций с клиентами посредством взаимодействия банковского персонала. Успешное управление, таким образом, зависит от профессионального уровня руководства ПАО «Банк УралСиб» и квалификации служащих.
Эффективность реализации мероприятий по улучшению активами ПАО «Банк УралСиб» определяется показателями дополнительной прибыли от разработанных мероприятий, по результатам которых корректируется существующий план мероприятий, направленный на их повышение, который утверждается ответственными должностными лицами.
Рассмотрим в табл. 2.11 план мероприятий по каждому из направлений: соблюдение стандартов и улучшение работы сотрудников банка в области управления активами, безопасность управления активами, изменение и усовершенствование внутренних процессов управления активами.
Таблица 2.11 Мероприятия по управлению активами ПАО «Банк УралСиб»
1. Соблюдение стандартов и улучшение работы сотрудников в области управления активами | 2. Безопасность управления активами | 3. Изменение и усовершенствование внутренних процессов управления активами |
Проведение аттестации | Определение типов риска безопасности | Устранение причин возникновения системных обращений |
Доведение информации по результатам проверок до сотрудников на всех уровнях | Проведение расследований, анализ и выявление причин появления рисков | Мониторинг динамики поступления обращений после устранения причин их возникновения |
Применение мер воздействия к сотрудникам, показатели выполнения стандартов качества которых ниже планового показателя | Разработка мероприятий по устранению рисков | Усовершенствование работы существующих процессов в качестве меры по профилактике появления обращений клиентов |
Планирование, составление графиков и организация обучения сотрудников технологиям продаж и стандартам качества обслуживания, в том числе дистанционных | Контроль и корректировка мероприятий | Усовершенствование процессов обслуживания, (упрощение скриптов, программ, процессов, процедур и прочее) |
Разработка нефинансовой мотивации (например, организация конкурсов по определению лучшего сотрудника) |
|
|
Для эффективного управления бизнес-процессами управления активами ПАО «Банк УралСиб» и достижения плановых показателей данные показатели должны измеряться на регулярной основе. Если показатели банка соответствуют развитию, можно считать результат реализации плана мероприятий успешным как в целом, так и в части выполняемых действий. В случае, если часть или большинство показателей соответствуют стагнации, следует либо корректировать план мероприятий в части соответствующих направлений, либо принимать решение об изменении плана мероприятия в целом.
План мероприятий должен сопровождаться промежуточной оценкой результатов его реализации, составлением регулярной отчетности по результатам, встречами для обсуждения и корректировке в случае необходимости.
Учитывая доминирование кредитного портфеля в структуре активов, система управления активами ПАО «Банк УралСиб» должна предусматривать возможность комплексной оценки заемщиков.
Для эффективного управления кредитными рисками ПАО «Банк УралСиб» необходимо управлять всеми уровнями иерархии кредитного риска. Внедрение системы транзакционного или портфельного уровня без анализа состояния и динамики развития экономики регионов и отраслей не может решить задачу управления. Региональные и отраслевые экономики определяют состояние кредитоспособности, как предприятий, так и населения. Это особенно важно в периоды кризисного состояния рынка, когда в плохом состоянии оказываются не отдельные предприятия, а целые отрасли национальной экономики.
В настоящее время человеческий фактор в системе кредитования банка ПАО «Банк УралСиб» играет огромную роль. Оценку кредитоспособности заемщика, оценку качества кредита, оценку качества кредитного портфеля проводят сотрудники ПАО «Банк УралСиб», во многом руководствуясь своей экспертной оценкой, которая напрямую зависит от их квалификации, от возможности в комплексе оценить все факторы риска. ПАО «Банк УралСиб» становится заложником решений, принимаемых кредитными менеджерами.
Единая система дает возможность централизованного управления кредитным портфелем, устанавливая критерии принятия решения о выдаче кредита, основанные на анализе параметров текущего портфеля и макроэкономической ситуации.
Система управления кредитными рисками должна состоять из трех под систем:
1. Подсистема, предназначенная для количественной оценки и управления рисками транзакционного уровня.
2. Подсистема, предназначенная для количественной оценки и управления кредитными рисками портфельного уровня.
3. Подсистема, предназначена для моделирования и количественной оценки рисков макроэкономики, региональной экономики и динами отраслей.
В российской практике рынке существует выбор из нескольких систем скоринга и управления кредитным риском. Функционал представленной системы обеспечивает наиболее полное управление кредитными рисками банка за счет контроля рисков как транзакционного, так и портфельного уровней.
Преимуществом системы также является настройка всех используемых моделей на условия российского рынка, в то время как западные компании предлагают модели, настроенные на экономику других стран с отличной от нас структурой (например: предлагаются модели, работающие в Турции, где более 60% ВВП приходится на сферу услуг, из которых более половины на туристический бизнес), такие модели не могут адекватно работать для управления кредитными рисками в российских условиях.
Система позволяет сотрудникам банка самостоятельно решать множество задач управления в автономном режиме при помощи средств, встроенных в систему. Такие возможности резко снижают совокупную стоимость владения системой.
Сама процедура управления кредитным риском весьма сопряжена с стратегией финансового учреждения в сфере кредитования и соблюдением ее сотрудниками, которые участвуют, непосредственно, в ходе управления кредитными рисками. В этой стратегии обязаны оставаться точно поставлены главные цели и политика самого банка о взаимоотношении кредитного риска, и кроме того надлежащие принципы и операции ведения коммерции.
При оформлении ссуды банк требует клиента предоставить соответствующее обеспечение кредита, что, в свою очередь, является для банка страховкой при невозврате долга. Существуют определённые виды кредитного обеспечения: залог ценных бумаг; залог движимого или недвижимого имущества, которое является собственностью заёмщика; поручительство; страховой полис; гарантия.
Чтобы избежать кредитного риска, банк должен досконально отбирать своих заёмщиков, а также постоянно контролировать их финансовое состояние, то есть способность вовремя вернуть кредит. Но важнейшим фактором за контролем кредитного риска является надёжно подготовленный процесс управления им.
В результате ПАО «Банк УралСиб» получит улучшение системы управления кредитными рисками, а именно:
-
пересмотренный подход к анализу кредитоспособности заемщиков;
-
разработку методологии внутренней классификации заемщиков в зависимости от уровня кредитного риска;
-
разработки внутреннего кредитного рейтинга/скоринга;
-
пересмотренный кредитный процесс,
-
предложения по распределению зон ответственности;
-
улучшение способности банка проводить мониторинг заемщиков и сигнализировать об ухудшении состояния заемщика или качества кредита (система раннего предупреждения).
А для того, чтобы механизм регулирования был не только функционален, но и привлекателен применяют методы стимулирования интересов у субъектов механизма. Субсидирование части процентной ставки за счет средств государственного бюджета является эффективной мерой для поддержания развития банковского кредитования в условиях высоких процентных ставок вследствие существующих рисков в экономике. Она существенно облегчает бремя кредитов для заемщиков и способствует увеличению роста спроса на кредиты в данных отраслях, однако не решает проблему высоких рисков. Это требует использование данной схемы в синтезе с другими мерами стимулирования кредитования направленных на снижение существующих рисков.
Конечным итогом регулирования должно стать диверсификация банковского портфеля, с целью снижения зависимости финансового банков от внешних факторов, оздоровления, и постепенного решения вопроса проблемного кредитного портфеля, через привлечение и создание дальнейших кредитных взаимоотношений с новыми заемщиками.
Управление кредитным риском банка можно рассмотреть, как несколько этапов: обоснование целей и задач кредитной политики банка; формирование административной системы управления рисками; анализ финансового положения заемщика и его кредитной истории; разработка кредитного соглашения; анализ риска неплатежей; обзор портфеля ссуд заемщика; методы возврата неоплаченных ссуд и реализации залогов.
Успешное управление кредитным риском банка требует анализа совокупности кредитных рисков, представляющих большую вероятность для определенного банка. Факторы кредитных рисков возрастают с повышением кредитных рисковых инвестиций, при снижении банковской активности в сфере выгодного вложения ресурсов.
Предложенная система управления кредитным риском обеспечивает превышение эффективности операций по сравнению с прежней системой управления. Данные свидетельствуют о том, что разработанная методика эффективна и позволяет минимизировать потери при кредитовании, что приводит к повышению рентабельности операций кредитования ПАО «Банк УралСиб».
При этом в ПАО «Банк УралСиб» может использовать страхование кредитных продуктов. В страховании ущерба доля банковского канала невелика, что объясняется трудностью управления страховыми полисами со стороны ПАО «Банк УралСиб» после того, как они проданы. Налаженное сотрудничество открывает широкие возможности не только для уменьшения рисков, но и для привлечения клиентов и увеличения объемов продаж.
Реализация продуктов по страхованию в ПАО «Банк УралСиб» происходит следующим образом: страховой продукт «встраивается» в банковскую программу, и страховая премия автоматически включается в стоимость годового обслуживания.
В настоящий момент банк сотрудничает со следующими страховыми компаниями:
-
ООО «Росгосстрах» (лиц. ФССН С №0977 50 от 07.12.2009)
-
САО «ВСК» (лиц. ФССН С №0621 77 от 19.01.2011)
-
ОАО «СОГАЗ» (лиц. ФССН С №1208 77 от 25.07.2006 г.)
-
ООО «Группа Ренессанс Страхование» (лиц. С № 1284 77 от 13.02.2006 г.)
-
ОСАО «ИНГОССТРАХ» (лиц. ФССН С №0928 77 от 20.07.2010)
-
ООО «Страховая компания КАРДИФ» (лиц. С №4104 77 от 15.12.2008 г.)
-
ОСАО «РЕСО-Гарантия» (лиц. С N 1209 77 от 9.12.2005 г.)
-
ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» (лиц. С №3127 86 от 13.12.2011 г.)
-
ОАО «НАСКО» (лиц. С 3116 16 от 06.05.2006 г.)
Все страховые программы имеют следующие недостатки:
-
страховой продукт является обязательным;
-
условия страхования нельзя изменить, они не учитывают особенностей клиентов.
В процессе перемещения страхового продукта к потребителю ПАО «Банк УралСиб» осуществляет:
-
подготовку страхового продукта к продаже;
-
общее информирование потребителей о качествах и достоинствах этого страхового продукта;
-
установление контактов с потенциальными страхователями, налаживание и поддержание связей;
-
приспособление страхового продукта под запросы потребителя — добавление и внесение изменений в договор страхования;
-
проведение переговоров по согласованию страховых тарифов и общей страховой премии, подлежащей уплате страхователем;
-
обмен предварительно заключенного соглашения (коверноты) на страховой полис.
Прямые контакты с потребителями необходимы при продаже страховых продуктов, имеющих индивидуализированный характер. При этом ПАО «Банк УралСиб» может не только модифицирует стандартные условия в соответствии с выявленными потребностями клиента, но и рассчитывать тариф, определяет сервис и др. Продажей страховых продуктов занимаются специалисты ПАО «Банк УралСиб» под контролем руководителя-менеджера по страховым операциям.
Чтобы страховая услуга не воспринималась как «нагрузка» к банковскому продукту и предложение не вызвало автоматической отрицательной реакции отторжения, клиент должен быть подготовлен и заранее проинформирован о возможностях и видах страховой защиты. Наличие в операционном зале ПАО «Банк УралСиб» доступно изложенной подробной информации о страховых продуктах позволит превратить неосознанную потребность в заинтересованность и сформировать желание клиента банка получить защиту от возможных рисков.
Исчерпывающая информация представлена виду, чтобы дойти до каждого клиента, приобретающего соответствующий банковский продукт. Клиент должен иметь четкое представление о том, какие риски сопутствуют приобретению и использованию кредитных продуктов и каким образом предлагаемые ему страховые услуги позволяют минимизировать риски и защитить его имущественные интересы.
Основной способ привлечения страхователей - информирование, разъяснение и консультации. При этом очевидно, что в материалах по сервисным продуктам клиента больше заинтересует характеристика потенциальных рисков и возможности страховой защиты, а в описании массовых страховых услуг следует сделать акцент на конкурентных преимуществах.
Грамотно поданная информация приносит пользу как страховой компании, так и ПАО «Банк УралСиб», политика которого предполагает выстраивание отношений с клиентами на постоянной основе. Объективная характеристика программ, включающая в себя не только перечисление достоинств, но и описание возможных негативных ситуаций с одновременным предложением страховой защиты от потенциальных рисков, обладает значительными преимуществами:
-
повышает степень доверия клиента к банку;
-
рождает чувство уверенности и защищенности;
-
стимулирует клиента к долгосрочному и всестороннему сотрудничеству именно с этим банковским учреждением.
Страхование сводится к простой технической процедуре, при которой необходимые документы оформляются сотрудником ПАО «Банк УралСиб» одновременно с кредитным договором, а страховые взносы включены в платежи по кредиту. Полученную плату за страхование ПАО «Банк УралСиб» перечисляет в страховую компанию, удерживая комиссионное вознаграждение в соответствии с условиями договора о сотрудничестве.
Первой важной особенностью деятельности банка по продажам страховых продуктов является то, что нет острой необходимости зарабатывать путем инвестирования свободных денежных средств, подвергаясь дополнительному риску. Второй особенностью можно считать то, что страховые компании и ПАО «Банк УралСиб» имеют общий рынок размещения свободных средств. Третьей особенностью при организации взаимодействия ПАО «Банк УралСиб» со страховыми компаниями является то, что их интересы пересекаются на рынке привлечения средств.
В основе решения задачи по расчету резерва роста прибыли лежит следующая модель:
Y=X1+X2, (3.1)
Где Y – совокупный резерв роста прибыли,
X1 – резерв роста прибыли за счет увеличения объема продаж,
X2 – резерв роста прибыли за счет снижения себестоимости услуг.
Для начала определим резервы роста прибыли за счет увеличения объема продаж. В его основе лежит следующая модель:
X1 = (H1×H2), (3.2)
где Н1 – выявленный (расчетный) резерв роста объема реализации,
H2 – фактическая прибыль в расчете на единицу услуг соответствующего вида.
Рассчитаем резервы роста прибыли со страховых программ:
1. Страхование кредитных продуктов для физических лиц. Программа страхования, которая предусматривает покрытие таких рисков, как смерть, а также риск временной или постоянной полной потери трудоспособности.
2. Страхование кредитных продуктов для юридических лиц. Программа страхования, которая предусматривает покрытие таких рисков, как потеря имущества, а также риск получения убытков.
3. Страхование кредитных продуктов для ИП и малого бизнеса. Программа страхования, которая предусматривает покрытие таких рисков, как потеря имущества, а также риск получения убытков.
4. Программа страхования бизнес-конструктор. Экспресс-страхование имущества и гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам. Без осмотра, анкет и заявлений.
Расчеты сведем таблицу 3.12.
Таблица 3.12 Резервы роста прибыли за счет изменения страхования, тыс. руб.
Вид кредита | До снижения | После снижения | ||||
Кол-во кредитных договоров, шт. | Прибыль на один договор, тыс. руб. | Прибыль на все договоры, тыс. руб. | Кол-во кредитных договоров, шт. | Прибыль на один договор, тыс. руб. | Прибыль на все договоры, тыс. руб. | |
Страхование кредитных продуктов для физических лиц | 1000 | 10 | 10000 | 1070 | 9,5 | 10165 |
Страхование кредитных продуктов для юридических лиц | 700 | 11 | 7700 | 750 | 10,5 | 7875 |
Страхование кредитных продуктов для ИП и малого бизнеса | 300 | 9,5 | 2850 | 325 | 9,1 | 2957,5 |
Программа страхования бизнес-конструктор | 200 | 8 | 1600 | 215 | 7,6 | 1634 |
Итого: | 2200 | - | 22150 | 2360 | - | 22631,5 |
Итак, резервы роста прибыли за счет изменения страховых программ в совокупности составил 22631,5 – 22150 = 44781,5 тыс. руб.
Далее рассмотрим резервы роста прибыли за счет снижения себестоимости заключения страховых договоров. В основе определения данного резерва находится следующая модель:
X2 = (K1 × K2), (3.3)
где K1 – выявленный (расчетный резерв снижения себестоимости каждого вида услуг,
K2 – планируемый объем реализации страховых продуктов.
По отношению к такому виду продуктов, как страхование в качестве себестоимости следует рассматривать затраты на заключение договора. Можно определить экономию затрат на заключение страхового договора отдельно по каждому виду страховых программ (табл. 3.13).
Таблица 3.13 Снижение себестоимости стразовых услуг, тыс. руб.
Вид кредита | Себестоимость на один договор, тыс. руб. | Кол-во договоров, шт. | Затраты по видам, тыс. руб. | ||
До снижения | Резервы снижения | После снижения | |||
Страхование кредитных продуктов для физических лиц | 124 | 3,15 | 120,85 | 1070 | 129309,50 |
Страхование кредитных продуктов для юридических лиц | 131 | 3,14 | 127,86 | 750 | 95895,00 |
Страхование кредитных продуктов для ИП и малого бизнеса | 117 | 3,27 | 113,73 | 325 | 36962,25 |
Программа страхования бизнес-конструктор | 129 | 3,28 | 125,72 | 215 | 27029,80 |
Итого: | - | - | - | 2360 | 289196,55 |
В результате увеличения количества стразовых договоров и снижения затрат резервы составляют 311828,05 тыс. руб. (табл. 3.14).
Таблица 3.14 Обобщение резерва роста прибыли, тыс. руб.
Вид кредита | Резервы, тыс. руб. | ||
Повышение прибыли | Снижение себестоимости | Всего | |
Страхование кредитных продуктов для физических лиц | 10165 | 129309,50 | 139474,5 |
Страхование кредитных продуктов для юридических лиц | 7875 | 95895,00 | 103770 |
Страхование кредитных продуктов для ИП и малого бизнеса | 2957,5 | 36962,25 | 39919,75 |
Программа страхования бизнес-конструктор | 1634 | 27029,80 | 28663,8 |
Итого: | 22631,5 | 289196,55 | 311828,05 |
Как видно из таблицы 3.14, предложенные мероприятия будут способствовать не только улучшению финансового состояния банка, но и укреплению конкурентных позиций на рынке банковских продуктов и услуг, а также повысит его имидж.
Далее рассмотрим влияние мероприятий по снижению рисков невозврата кредитов за счёт более активной работы коллекторских агентств.
Таблица 3.15 Расходы на работу коллекторских агентств, тыс. руб.
Статьи затрат | Расходы |
Содержание аппарата управления цеха и прочего персонала | 102,0 |
Расходы связи | 31,0 |
Итого: | 133,0 |
Важными составляющими при анализе погашения являются показатели безнадежной задолженности, удельный вес безнадежной задолженности в общей сумме ссудной задолженности (табл. 3.16).
Таблица 3.16 Безнадежная задолженность, тыс. руб.
Вид кредита | Безнадежная задолженность на один договор, тыс. руб. | Кол-во кредитных договоров, шт. | Безнадежная задолженность, тыс. руб. | ||
До снижения | Резервы снижения | После снижения | |||
Страхование кредитных продуктов для физических лиц | 0,95 | 0,35 | 0,6 | 1070 | 642,00 |
Страхование кредитных продуктов для юридических лиц | 0,7 | 0,25 | 0,45 | 750 | 337,50 |
Страхование кредитных продуктов для ИП и малого бизнеса | 0,5 | 0,15 | 0,35 | 325 | 113,75 |
Программа страхования бизнес-конструктор | 0,35 | 0,1 | 0,25 | 215 | 53,75 |
Итого: |
|
|
| 2360 | 1147 |
На основании таблицы видно, что в целом ситуация меняется к лучшему: уровень безнадежной задолженности снижается. Резервы снижения безнадежной задолженности составят 998,25 тыс. руб.
- 1. Теоретические основы ликвидности и платежеспособности коммерческого банка 7
- Глава 2. Анализ ликвидности и платежеспособности пао «Банк УралСиб» 39
- Глава 3. Пути повышения ликвидности и платежеспособности банка пао «Банк УралСиб» 63
- Введение
- 1. Теоретические основы ликвидности и платежеспособности коммерческого банка
- 1.1. Понятие ликвидности и платежеспособности банка и факторы, их определяющие
- 1.2. Методы оценки ликвидности и платежеспособности банка
- 1.3. Управление ликвидностью коммерческого банка
- Глава 2. Анализ ликвидности и платежеспособности пао «Банк УралСиб»
- 2.1. Краткая экономическая характеристика банка
- 2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности банка
- 2.3 Система управления ликвидностью и платежеспособностью банка
- Глава 3. Пути повышения ликвидности и платежеспособности банка пао «Банк УралСиб»
- 3.1 Рекомендации по управлению активами банка с целью повышения ликвидности и платежеспособности
- 3.2 Рекомендации по управлению пассивами банка с целью повышения ликвидности и платежеспособности
- Заключение
- Список использованной литературы