logo
КЭАХД лекции

2.3. Содержание бизнес-плана

Титульный лист обычно содержит следующие сведенья: заголовок плана; дата его подготовки; полное название и адрес предприятия; имя руководителя предприятия, его телефон; имя владельцев и совладельцев предприятия.

Оглавление, как титульный лист и резюме, наиболее читаемая часть бизнес – плана. Оно должно давать достаточное представление о содержании бизнес – плана, но не перенасыщаться деталями.

Резюме готовится после составления бизнес – плана, оно обобщает итоги планирования и состоит из трех частей:

    1. Введение (содержит описание цели плана и сути проекта)

    2. Основное содержание (характеризует основные показатели проекта, позволяющие убедиться в возможности успеха).

    3. Заключение (обобщает результаты планирования).

Резюме не должно превышать 3-4 страницы (предпочтительно 1 страница) и должно быть составлено так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес – плана.

История предприятия. Раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует. Информация раздела в основном предназначена для инвесторов. В ней указывают успехи предприятия в прошлом, основные этапы развития. Итоги деятельности должны быть связаны с намеченными целями. Предпочтительно использовать количественные показатели.

Описание предметов, товаров и услуг. Бизнес – план должен включать детальное описание будущего товара .

Анализ должен определить:

Анализ положения дел в отрасли. Необходимо показать абсолютные размеры рынка, склонность этого рынка к росту или застою, охарактеризовать основные сегменты рынка, подверженность сезонным колебаниям. Необходимо описать конкурентов, оценить долю рынка, которую они захватывают, дать прогноз продаж продукта предприятия в натуральном и стоимостном выражении.

Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Даже если предприятие – единственный производитель в стране, оно неминуемо сталкивается с конкурентами. В конкурентной борьбе предприятия должны прибегать к апробированным в международной практике конкурентным стратегиям. Наиболее популярными являются следующие:

В бизнес – плане должен быть обоснован выбор стратегии и приведены ответы на следующие вопросы:

Производительный план. Изложение раздела должно быть простым, без употребления технического жаргона, на все главные компоненты производственной системы максимально должны быть рассмотрены.

План маркетинга. Должен завершать характеристику комплекса маркетинга в бизнес – плане. В разделе плана должно быть определено:

  1. Каковы основные характеристики покупателей на том отраслевом рынке, на который ориентируется предприятие? (какие группы покупателей по уровню доходов, демографическому признаку и т.д.)

  2. На какую долю в данном сегменте рынка может претендовать предприятие? (определяя свою позицию на рынке, намерено ли оно потеснить конкурентов, предлагая подобные товары, или попытается найти свою нишу?)

  3. Какова основная методика расчета цены на товары и услуги? Предусмотрены ли системы скидок и льгот для покупателей?

  4. Какие каналы распространения товаров будут использоваться? Чем обоснован выбор посредников?

  5. Какие меры предпримет предприятие для эффективного продвижения своих товаров?

  6. Будет ли предприятие применять систему технических гарантий на свою продукцию?

Организационный план знакомит с организационно-правовой формой предприятия, распределением полномочий и ответственности, системой управления и организационной структурой.

Должны быть даны ответы на следующие вопросы:

  1. Какова организационно-правовая форма предприятия (товарищество, акционерное общество)?

  2. Кто основные акционеры? (нужно представить сведения о них: Ф.И.О. и паспортные данные, реквизиты физических лиц к общей численности акционеров)

  3. Если предприятие является акционерным обществом, то сколько акций всего было выпущено? Каковы права акционеров, процедуры выплаты дивидендов?

  4. Кто входит в состав совета директоров? (перечислить членов совета директоров и правления, указать их должности, квалификацию, опыт, образование)

  5. Как распределяются полномочия среди управляющих предприятия?

  6. Каковы организационная структура предприятия, способ взаимодействия предприятий друг с другом?