logo
КЭАХД лекции

1.2. Методология и методика комплексного экономического анализа и бизнес-планирования

Под методологией экономического анализа и бизнес-планирования следует понимать комплексный подход к исследованию явлений, когда определяются:

  1. миссия, стратегические цели, принципы, задачи, категории, показатели.

  2. возможные методы анализа, прогнозирования, планирования финансово-экономического развития предприятия.

  3. субъекты и объекты.

  4. актуальность и необходимость анализа и планирования.

  5. предметы и границы анализа.

  6. логика и этапы разработок с определение ответственных исполнителей, сроков сдачи результатов анализа и бизнес-планирования.

  7. нормативно-методическое и документальное обеспечение всех этапов анализа.

Важнейшей особенностью методологии экономического анализа и бизнес-планирования является единство следующей триады:

  1. предплановая подготовка, связанная со сбором и формированием информационной базы данных для разработки будущего бизнес-плана.

  2. проведение ретроспективного анализа и выявление фактического финансово-экономического положения предприятия.

  3. разработка комплексного бизнес-плана и мониторинг его выполнения.

Методика связана с использованием совокупности конкретных приёмов, способов, аналитических формул, инструкций, положений, в которых содержатся конкретные рабочие документы аналитических расчётов и решений.

Если методология является единой для предприятий разных отраслей народного хозяйства, то методики, учитывающие отраслевые и другие особенности будут существенно отличаться друг от друга. В методиках проведения экономического анализа и бизнес-планирования на предприятиях разных отраслей могут быть использованы одни и те же принципы построения таблиц, графиков, оценок эффективности, пояснительных записок, но с точки зрения информативной содержательности они будут существенно различаться. Кроме того, на выбор методики оказывают влияние стратегические цели предприятия.