15.3. Сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий-эмитентов
А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин предлагают сравнительную комплексную рейтинговую оценку деятельности предприятия, основанную на данных публичной отчётности. Исходные данные для рейтинговой оценки объединены в 4 группы (табл. 15.3).
Таблица 15.3
Система исходных показателей для рейтинговой оценки по данным публичной отчётности
I группа | II группа | III группа | IV группа |
Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности | Показатели оценки эффективности управления | Показатели оценки деловой активности | Показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости |
1. общая рентабельность предприятия – балансовая прибыль на 1 руб. активов | 1. Чистая прибыль на 1 рубль объёма всей реализации | 1. отдача всех активов – выручка от реализации продукции на 1 руб. активов | 1. коэффициент покрытия – оборотные средства на 1 руб. срочных обязательств |
2. чистая рентабельность предприятия – чистая прибыль на 1 руб. активов | 2. прибыль от реализации продукции на 1 рубль объёма реализации продукции | 2. отдача основных фондов – выручка от реализации продукции на 1 руб. основных фондов | 2. коэффициент ликвидности – денежные средства, расчёты и прочие активы на 1 руб. срочных обязательств |
3. рентабельность собственного капитала – чистая прибыль на 1 руб. собственного капитала (средств) | 3. прибыль от всей реализации на 1 руб. объёма всей реализации | 3. оборачиваемость оборотных фондов – выручка от реализации продукции на 1 руб. оборотных средств | 3. индекс постоянного актива – основные фонды и прочие внеоборотные активы к собственным средствам |
4. общая рентабельность производственных фондов – балансовая прибыль к средней величине ОПФ и оборотных средств в ТМЦ | 4. балансовая прибыль на 1 руб. объёма всей реализации | 4. оборачиваемость запасов – выручка от реализации продукции на 1 руб. запасов и затрат | 4. коэффициент автономии – собственные средства на 1 руб. итога баланса |
|
| 5. оборачиваемость дебиторской задолженности - выручка от реализации продукции на 1 руб. дебиторской задолженности | 5. обеспеченность запасов собственными оборотными средствами – собственные оборотные средства на 1 руб. запасов и затрат |
|
| 6. оборачиваемость наиболее ликвидных активов – выручка от реализации на 1 руб. наиболее ликвидных активов | 6. отдача собственного капитала – выручка от реализации 1 руб. собственного капитала |
В основе расчёта итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Таким образом, базой отсчёта для получения рейтинговой оценки состояния дел предприятия являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов.
В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия может быть представлен в виде последовательности следующих действий:
1. Исходные данные представляются в виде матрицы (аij), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1,2,3,…,n), а по столбцам – номера предприятий (j = 1,2,3,…,m).
2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (m + 1).
3. Исходные показатели матрицы аij стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле (15.4):
xij = aij / max aij, (15.4)
где xij – стандартизированные показатели состояния j-го предприятия.
4. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле (15.5 ):
Rj = (1-х1j)2 + (1-х12)2 + …+ (1-хnj)2 , (15.5)
Где Rj – рейтинговая оценка для j-го предприятия;
x1j, x2j,…, xnj – стандартизированные показатели j-го анализируемого предприятия.
5. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением R.
Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений количества сравниваемых показателей и предприятий не предусмотрено.
- Тема 1. Роль комплексного анализа в управлении предприятием и его содержание
- 1.1. Общая характеристика комплексного анализа
- 1.2. Методология и методика комплексного экономического анализа и бизнес-планирования
- 1.3. Объекты и предметы комплексного экономического анализа. Конечные организационные цели
- 1.4. Основные составляющие комплексного анализа
- 1.5. Основные разделы комплексного анализа
- Маркетинговый анализ
- Анализ персонала
- Анализ технологии изготовления продукции
- Тема 2. Структура комплексного анализа бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- 2.1. Общие задачи анализа бизнес – плана
- 2.2. Структура комплексного бизнес – плана
- Задачи анализа при разработке и мониторинге бизнес – планов:
- 2.3. Содержание бизнес-плана
- 2.4. Финансовый план и задачи анализа при бизнес – планировании
- Анализ критического объема реализации.
- Тема 3. Анализ в системе бюджетного планирования
- Функции бюджета и его основные виды
- Основные этапы бюджетирования
- 3.3. Анализ исполнения бюджетов
- Тема 4. Анализ в системе маркетинга
- 4.1. Понятия, цели и задачи маркетинговой деятельности
- 4.2. Основные методы и виды анализа в системе маркетинга
- 1. Традиционные методы:
- 4.3. Оценка емкости рынка и доли рынка конкретной организации
- 4.4. Анализ конкурентоспособности продукции
- Тема 5. Анализ производства и реализации продукции
- 5.1. Анализ выполнения плана, динамики производства и реализации продукции
- Анализ динамики производства и реализации продукции
- 5.2. Анализ ассортимента и структуры продукции
- Выполнение плана по ассортименту продукции
- Анализ структуры товарной продукции
- Расчет влияния структуры реальной продукции на сумму выручки
- 5.3. Анализ качества продукции
- 5.4. Анализ комплектности и ритмичности работы предприятия
- Оценка выполнения плана по комплектности продукции
- Ритмичность выпуска продукции по кварталам
- Тема 6. Анализ организационно – технического уровня производства
- 6.1. Цель и информационно - аналитическая база оценки организационно – технического уровня производства
- 6.1. Анализ технического уровня производства
- 6.3. Анализ организационного уровня производства
- 6.4. Анализ уровня управления предприятием
- Тема 7. Жизненный цикл изделия, техники и технологии и учёт его влияния на анализ организационно-технического уровня предприятия
- Основные этапы жизненного цикла продукции
- Основные этапы разработки нового продукта
- 7.3. Анализ и планирование производственного процесса изготовления продукции
- Тема 8. Анализ состояния и эффективности использования основных средств предприятия
- 8.1. Анализ состава, структуры, движения и состояния основных производственных фондов
- 8.4. Анализ использования технологического оборудования
- 8.3. Анализ эффективности использования опф
- Тема 9. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов
- 9.1. Анализ состава, структуры и движения трудовых ресурсов
- 9.2. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
- 10.1. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами
- 10.2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Анализ материалоёмкости продукции
- Влияние факторов
- 10.3. Анализ эффективности управления запасами и затратами
- 11. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
- 10.1. Задачи анализа себестоимости продукции и источники информации
- 11.3. Факторный анализ затрат на рубль объёма продукции
- 11.4. Анализ прямых затрат
- 11.5. Анализ косвенных затрат
- 11.6. Маржинальный анализ себестоимости продукции
- Тема 12. Финансовые результаты и рентабельность активов предприятия. Методы их анализа
- 12.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
- 12.3. Прибыль от реализации (работ, услуг) основной деятельности
- 12.4. Анализ показателей рентабельности на предприятии
- Тема 13. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений
- 13.1. Анализ выполнения плана капитальных вложений
- Анализ выполнения плана приобретения основных средств
- 13.2. Ретроспективная оценка эффективности инвестиций
- 13.3. Методы расчёта эффективности долгосрочных инвестиций
- Тема 14. Анализ финансового состояния организации
- 14.1. Понятие и основные методы анализа финансового состояния предприятия
- 14.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 14.3. Анализ ликвидности и платёжеспособности организации
- Тема 15. Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта и оценка бизнеса
- 15.1. Современные методики комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации
- 15.2. Обоснование выбора количества и состава показателей, включаемых в систему комплексной оценки
- 1. Оценка имущественного положения:
- 2. Оценка ликвидности:
- 3. Оценка финансовой устойчивости:
- 4. Оценка деловой активности
- 5. Оценка рентабельности
- 6. Оценка положения коммерческой организации на рынке ценных бумаг:
- 15.3. Сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий-эмитентов