13.1. Анализ выполнения плана капитальных вложений
Инвестиции (капитальные вложения) – это долгосрочные вложения средств в активы предприятия.
По своей природе инвестиции делятся на производственные, коммерческие, финансовые, социальные интеллектуальные и т.д.
По целевому назначению их можно подразделить на следующие виды:
-
Обновление имеющейся материально-технической базы предприятия;
-
Наращивание производственной мощности предприятия;
-
Затраты на освоение новых видов продукции или технологий;
-
Затраты, не связанные с изменением финансовых результатов деятельности (строительство жилья, объектов соцкультбыта, расходы на экологию и т.д.);
-
Долгосрочные финансовые вложения в акции других предприятий;
-
Нематериальные активы.
Задача анализа заключается в оценке динамики и степени выполнения капитальных вложений, а также изыскание резервов увеличения объёмов инвестирования.
Основными источниками информации для анализа служат «Отчёт о выполнении плана ввода в действие объектов, основных фондов и использовании капитальных вложений»; «Себестоимость строительных работ, выполненных хозяйственным способом»; «Отчёт о наличии и движении основных средств»; данные аналитического бухгалтерского учёта, бизнес-плана предприятия, проектно-сметная документация.
Анализ выполнения плана кап.вложений следует начинать с изучения общих показателей. В первую очередь нужно изучить выполнение плана инвестирования за отчётный год в целом и по основным направлениям (табл. 13.1).
Таблица 13.1
Показатели выполнения плана капитальных вложений
Вид капитальных вложений | План, млн.руб. | Фактически по сметной стоимости, млн.руб. | Выполнение плана, % |
Строительно-монтажные работы | 3150 | 2980 | 94,6 |
Приобретение основных средств | 1500 | 1620 | 108,0 |
Прочие капитальные работы и затраты | 250 | 300 | 120,0 |
Долгосрочные финансовые вложения | 500 | 500 | 100,0 |
Всего инвестиций | 5400 | 5400 | 100,0 |
Следует также изучить динамику инвестиций с учётом индекса цен.
Затем изучаются выполнение плана инвестирования по каждому объекту СМР и причины отклонения от плана. На выполнение СМР оказывают влияние следующие факторы: наличие утверждённой проектно-сметной документации, финансирования, обеспеченность строительства трудовыми и материальными ресурсами.
Одним из основных показателей является выполнение плана по вводу объектов строительства в действие. Не рекомендуется начинать строительство новых объектов при невыполнении плана сдачи в эксплуатацию начатых, так как это приводит к распылению средств между многочисленными объектами, растягиванию сроков строительства, замораживанию капитала в незавершённом производстве и в конечном итоге к снижению отдачи инвестиций и эффективности работы предприятия в целом.
Если строительство выполняется хозяйственным способом, то нужно проанализировать себестоимость строительных работ. Для этого фактическую себестоимость выполненных работ сравнивают со сметной стоимостью капитального строительства в целом и по отдельным объектам. Затем изучают причины перерасхода или экономии средств по каждой статье затрат.
Анализируя расход материалов на строительство, сначала необходимо определить влияние двух основных факторов: отклонение от плановых норм расхода материалов и изменение цен на строительные материалы. Повышение цен может быть вызвано инфляцией, изменением рынков сырья, качества материалов, расстояния и способа их доставки.
Сумма затрат на оплату труда зависит от уровня ПТ и его оплаты. Если темпы роста ПТ опережают темпы оплаты труда, то достигается экономия заработной платы, и наоборот. ПТ строительных рабочих зависит от уровня механизации работ, организации труда, квалификации работников, обеспеченности строительными материалами и т.д.
Затраты на содержание машин и механизмов включают в себя амортизацию, затраты на ремонт, эксплуатационные расходы. Сумма начисленной амортизации не зависит от объёма выпущенной продукции, затраты на ремонт техники зависят частично, а эксплуатационные расходы полностью зависят от продолжительности их работы. Поэтому более полное использование машин и механизмов является одним из путей снижения себестоимости строительных работ.
К накладным относятся административно-хозяйственные расходы, затраты на охрану труда и технику безопасности, изготовление проектно-сметной документации и др. Подробный анализ этих затрат необходим для выявления причин изменения себестоимости строительных работ и резервов её снижения.
Большой удельный вес в общей сумме капитальных вложений занимают инвестиции на приобретение основных средств. План приобретения машин и оборудования составляется с учётом фактического наличия и плановой потребности предприятия в каждом виде машин, оборудования и инвентаря. Потребность обосновывается расчётами, которые учитывают плановый объём производства продукции и дневную выработку машин. При ограниченном размере инвестиций в первую очередь планируется приобрести те машины и механизмы, которые играют наиболее важную роль в производственном процессе и обеспечивают наиболее высокую отдачу инвестиций.
Выполнение плана приобретения основных средств зависит в основном от наличия у предприятия средств финансирования на эти цели. На анализируемом предприятии (см. табл. 13.1) план приобретения основных средств перевыполнен на 120 млн.руб. или на 8 %. При более детальном изучении нужно рассмотреть выполнение плана приобретения основных средств по номенклатуре, своевременность их поступления и соответствие потребностям предприятия. При этом следует иметь в виду, что увеличение суммы инвестиций на приобретение оборудования могло произойти не только за счёт количества купленных машин (К), но и за счёт повышения их стоимости (Ц). расчёт влияния данных факторов можно произвести способом абсолютных разниц (табл. 13.2):
ЗК = К * Цпл, (13.1)
ЗЦ = КФ * Ц. (13.2)
Таблица 13.2
- Тема 1. Роль комплексного анализа в управлении предприятием и его содержание
- 1.1. Общая характеристика комплексного анализа
- 1.2. Методология и методика комплексного экономического анализа и бизнес-планирования
- 1.3. Объекты и предметы комплексного экономического анализа. Конечные организационные цели
- 1.4. Основные составляющие комплексного анализа
- 1.5. Основные разделы комплексного анализа
- Маркетинговый анализ
- Анализ персонала
- Анализ технологии изготовления продукции
- Тема 2. Структура комплексного анализа бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
- 2.1. Общие задачи анализа бизнес – плана
- 2.2. Структура комплексного бизнес – плана
- Задачи анализа при разработке и мониторинге бизнес – планов:
- 2.3. Содержание бизнес-плана
- 2.4. Финансовый план и задачи анализа при бизнес – планировании
- Анализ критического объема реализации.
- Тема 3. Анализ в системе бюджетного планирования
- Функции бюджета и его основные виды
- Основные этапы бюджетирования
- 3.3. Анализ исполнения бюджетов
- Тема 4. Анализ в системе маркетинга
- 4.1. Понятия, цели и задачи маркетинговой деятельности
- 4.2. Основные методы и виды анализа в системе маркетинга
- 1. Традиционные методы:
- 4.3. Оценка емкости рынка и доли рынка конкретной организации
- 4.4. Анализ конкурентоспособности продукции
- Тема 5. Анализ производства и реализации продукции
- 5.1. Анализ выполнения плана, динамики производства и реализации продукции
- Анализ динамики производства и реализации продукции
- 5.2. Анализ ассортимента и структуры продукции
- Выполнение плана по ассортименту продукции
- Анализ структуры товарной продукции
- Расчет влияния структуры реальной продукции на сумму выручки
- 5.3. Анализ качества продукции
- 5.4. Анализ комплектности и ритмичности работы предприятия
- Оценка выполнения плана по комплектности продукции
- Ритмичность выпуска продукции по кварталам
- Тема 6. Анализ организационно – технического уровня производства
- 6.1. Цель и информационно - аналитическая база оценки организационно – технического уровня производства
- 6.1. Анализ технического уровня производства
- 6.3. Анализ организационного уровня производства
- 6.4. Анализ уровня управления предприятием
- Тема 7. Жизненный цикл изделия, техники и технологии и учёт его влияния на анализ организационно-технического уровня предприятия
- Основные этапы жизненного цикла продукции
- Основные этапы разработки нового продукта
- 7.3. Анализ и планирование производственного процесса изготовления продукции
- Тема 8. Анализ состояния и эффективности использования основных средств предприятия
- 8.1. Анализ состава, структуры, движения и состояния основных производственных фондов
- 8.4. Анализ использования технологического оборудования
- 8.3. Анализ эффективности использования опф
- Тема 9. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов
- 9.1. Анализ состава, структуры и движения трудовых ресурсов
- 9.2. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
- 10.1. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами
- 10.2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Анализ материалоёмкости продукции
- Влияние факторов
- 10.3. Анализ эффективности управления запасами и затратами
- 11. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
- 10.1. Задачи анализа себестоимости продукции и источники информации
- 11.3. Факторный анализ затрат на рубль объёма продукции
- 11.4. Анализ прямых затрат
- 11.5. Анализ косвенных затрат
- 11.6. Маржинальный анализ себестоимости продукции
- Тема 12. Финансовые результаты и рентабельность активов предприятия. Методы их анализа
- 12.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
- 12.3. Прибыль от реализации (работ, услуг) основной деятельности
- 12.4. Анализ показателей рентабельности на предприятии
- Тема 13. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений
- 13.1. Анализ выполнения плана капитальных вложений
- Анализ выполнения плана приобретения основных средств
- 13.2. Ретроспективная оценка эффективности инвестиций
- 13.3. Методы расчёта эффективности долгосрочных инвестиций
- Тема 14. Анализ финансового состояния организации
- 14.1. Понятие и основные методы анализа финансового состояния предприятия
- 14.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 14.3. Анализ ликвидности и платёжеспособности организации
- Тема 15. Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта и оценка бизнеса
- 15.1. Современные методики комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации
- 15.2. Обоснование выбора количества и состава показателей, включаемых в систему комплексной оценки
- 1. Оценка имущественного положения:
- 2. Оценка ликвидности:
- 3. Оценка финансовой устойчивости:
- 4. Оценка деловой активности
- 5. Оценка рентабельности
- 6. Оценка положения коммерческой организации на рынке ценных бумаг:
- 15.3. Сравнительная комплексная рейтинговая оценка предприятий-эмитентов