logo
ШПОРЫ на экзамен по ЭКО

Эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на товар к изменению его цены.

Эластичность бывает двух видов:

Точечная эластичность:

Оценка эластичности спроса по показателю общей выручки:

Эластичность определяется без учета знака (по модулю):

Спрос эластичный:

С прос неэластичный:

С прос единичной эластичности:

С прос абсолютно эластичный:

С прос абсолютно неэластичный:

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

1) наличие заменителей (чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее спрос на него);

2) степень насущности потребности в данном товаре (чем насущнее потребность, тем меньше эластичность);

3) удельный вес в доходе потребителя (чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса на него при прочих равных условиях);

4) качество товара и размер дохода потребителя;

5) степень ограниченности доступа к товару (например, спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен);

6) ожидания потребителей;

7) фактор времени (спрос на продукты тем эластичнее, чем больше времени для принятия решений).

Практическое применение теории ценовой эластичности:

и т.д.

Эластичность спроса по доходу:

I – доход.

Это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению доходов потребителей.

По эластичности выделяют 3 группы товаров:

1 . Товары первой необходимости – спрос на них эластичен по доходу. Это обусловлено «физиологическим» уровнем потребления.

2. Предметы роскоши – спрос эластичен по доходу.

3. Низкокачественные товары – то есть такие, которые при высоком уровне дохода могут быть заменены другими. С ростом дохода спрос на такой товар уменьшается.

Перекрестная эластичность спроса:

Показывает, как изменяется продажа товара Х, если изменится цена на товары Y. Но перекрестная эластичность срабатывает при небольших изменениях цены.

Эластичность спроса по доходу:

Эластичность предложения:

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

  1. Время приспособления к изменениям цены;

  2. Возможности хранения товара;

  3. Издержки увеличения предложения товара.

Практическое значение теории эластичности:

Распределение налогового бремени