Эластичность спроса и предложения.
Эластичность – это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.
Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на товар к изменению его цены.
Эластичность бывает двух видов:
Точечная эластичность;
Дуговая эластичность.
Точечная эластичность:
Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке:
Оценка эластичности спроса по показателю общей выручки:
Эластичность определяется без учета знака (по модулю):
Спрос эластичный:
С прос неэластичный:
С прос единичной эластичности:
С прос абсолютно эластичный:
С прос абсолютно неэластичный:
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:
1) наличие заменителей (чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее спрос на него);
2) степень насущности потребности в данном товаре (чем насущнее потребность, тем меньше эластичность);
3) удельный вес в доходе потребителя (чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса на него при прочих равных условиях);
4) качество товара и размер дохода потребителя;
5) степень ограниченности доступа к товару (например, спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен);
6) ожидания потребителей;
7) фактор времени (спрос на продукты тем эластичнее, чем больше времени для принятия решений).
Практическое применение теории ценовой эластичности:
Эластичность спроса важно учитывать фирмам при выборе цены.
При выборе объектов налогообложения.
При решении вопроса о правительственной поддержке той или иной отрасли
и т.д.
Эластичность спроса по доходу:
I – доход.
Это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению доходов потребителей.
По эластичности выделяют 3 группы товаров:
1 . Товары первой необходимости – спрос на них эластичен по доходу. Это обусловлено «физиологическим» уровнем потребления.
2. Предметы роскоши – спрос эластичен по доходу.
3. Низкокачественные товары – то есть такие, которые при высоком уровне дохода могут быть заменены другими. С ростом дохода спрос на такой товар уменьшается.
Перекрестная эластичность спроса:
Показывает, как изменяется продажа товара Х, если изменится цена на товары Y. Но перекрестная эластичность срабатывает при небольших изменениях цены.
Эластичность спроса по доходу:
Если Е DI >0, - то это взаимозаменяемые блага (субституты)
Если Е DI <0 – то это взаимодополняемые (комплименты).
Эластичность предложения:
Факторы, влияющие на эластичность предложения:
Время приспособления к изменениям цены;
Возможности хранения товара;
Издержки увеличения предложения товара.
Практическое значение теории эластичности:
Распределение налогового бремени
- Этапы развития экономической науки. Основные направления и школы.
- Предмет экономики и методы экономического анализа.
- Потребности и блага. Экономические и неэкономические блага.
- Предпринимательские способности (наиболее эффективно используют все факторы производства);
- Информация (совокупность знаний объектов или предметов).
- Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Кпв
- График производственных возможностей показывает:
- Хозяйственные системы и их типы.
- Условия возникновения рынка: общественное разделение труда и частная собственность.
- Происхождение, сущность и функции денег.
- Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса.
- Предложение. Факторы предложения. Закон предложения.
- Рыночное равновесие. Равновесная цена. Устойчивость рыночного равновеия.
- Эластичность спроса и предложения.
- 13.Понятие, основные принципы предпринимательства.
- 14.Фирма как субъект предпринимательской деятельности. Виды фирм
- 15.Организационно- экономические формы предпринимательской деятельности.
- Понятие издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки.
- 17. Постоянные и переменные и средние издержки производства.
- 18.Доходы и Прибыль фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Распределение прибыли.
- Понятие и типы рыночных структур.
- Рынок совершенной конкуренции и его основные признаки
- Монополия: понятие и причины возникновения.
- Последствия монополий. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика
- 23.Олигополия. Особенности конкурентной борьбы в условиях олигополии.
- 24.Монополистическая конкуренция.
- 25. Ввп как основной макроэкономический показатель
- 26. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос — совокупное предложение»
- 27.Безработица: формы, причины, измерение. Государственное регулирование занятости.
- Инфляция: сущность, причины, типы. Антиинфляционная политика государства.
- 29. Деньги и денежная масса
- 30.Денежно-кредитная политика государства.
- Методы денежно-кредитной политики
- 31.Государственный бюджет: пути формирования и использования.Бюджетный диффицит.
- 32.Фискальная политика государства: цели, инструменты, основные формы.
- Налоги: понятие, виды, функции
- 34.Цикличность как форма развития рыночной экономики.