26. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос — совокупное предложение»
Макроэкономическое равновесие – это равновесие всей эк.системы в целом (когда на всем рынке устанавливается равенство спроса и предложения).
Кейнсианская модель в ней равновесие достигается только тогда, когда планируемые расходы (совокупный спрос) = национальному продукту (совокупному предложению).
Современный макроэкономический инструментарий основан на анализе агрегированных показателей, поэтому при анализе равновесия используются показатели: сов. спрос АD и сов. предложение АS.
Совокупный спрос (АD) - представляет собой модель показ-ую различные объемы товаров и услуг, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить при определенном уровне цен. Совок. спрос выступает в виде платежеспособного спроса в масштабе страны.
Отрицательный наклон кривой спроса объясняется следующими факторами:- -Эффект процентной ставки (эффект Кейнса)
Увел-ся Р увел-ся спрос на деньгиувел-ся процентная ставка уменьшается совокупный спрос.
-Эффект импортных закупок (эффект обменного курса)
Увел-ся Р увел-ся предложения на импортные товарыуменьшается совокупный спрос
-Эффект богатства
Увел-ся Руменьшается реальная стоимость финансовых активовуменьшается потреблениеуменьшается AD
Неценовые факторы совокупного спроса 1) благосостояние потребителей, 2) ожидание потребителя, 3) ожидаемые прибыли от инвестиций, 4) налоги, 5) изменение гос.расходов.
Любое изменение в потребительских, инвестиционных госрасходах приводят в действие мультипликативный процесс, выражающийся в превышении прироста реального и национального дохода над приростом автономного спроса.
Мультипликатор – коэф-т, показывающий на сколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса.
С овокупное предложение (АS) – модель, показывающая уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен.
1.Кейнсианский участок - соответствует экономике в период спада и недоиспользования факторов производства. В такой ситуации повышение реального объема производства желательно, т.к. оно не сопровождается ростом цен. Цены, з/п, % медленно реагируют на рыночные колебания, более быстро изменяются реальные величины (объем выпуска и занятость).
2.Промежуточный – экономика приближается к условиям полной занятости.
3.Классический – наблюдается полная занятость ресурсов, достигнут ВВП потенциальный, поэтому за короткий период времени увеличение реального объема производства невозможно. В основе классической модели лежит закон СЭЯ. Предложение создает свой собственный спрос, таким образом между AS и AD всегда будет устанавливаться равновесие. AS=AD, в условиях общественного разделения труда каждый производитель продает свои товары, чтобы купить товары не производимые им, след-но он может купить только в объеме проданного.
- Этапы развития экономической науки. Основные направления и школы.
- Предмет экономики и методы экономического анализа.
- Потребности и блага. Экономические и неэкономические блага.
- Предпринимательские способности (наиболее эффективно используют все факторы производства);
- Информация (совокупность знаний объектов или предметов).
- Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Кпв
- График производственных возможностей показывает:
- Хозяйственные системы и их типы.
- Условия возникновения рынка: общественное разделение труда и частная собственность.
- Происхождение, сущность и функции денег.
- Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса.
- Предложение. Факторы предложения. Закон предложения.
- Рыночное равновесие. Равновесная цена. Устойчивость рыночного равновеия.
- Эластичность спроса и предложения.
- 13.Понятие, основные принципы предпринимательства.
- 14.Фирма как субъект предпринимательской деятельности. Виды фирм
- 15.Организационно- экономические формы предпринимательской деятельности.
- Понятие издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки.
- 17. Постоянные и переменные и средние издержки производства.
- 18.Доходы и Прибыль фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Распределение прибыли.
- Понятие и типы рыночных структур.
- Рынок совершенной конкуренции и его основные признаки
- Монополия: понятие и причины возникновения.
- Последствия монополий. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика
- 23.Олигополия. Особенности конкурентной борьбы в условиях олигополии.
- 24.Монополистическая конкуренция.
- 25. Ввп как основной макроэкономический показатель
- 26. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос — совокупное предложение»
- 27.Безработица: формы, причины, измерение. Государственное регулирование занятости.
- Инфляция: сущность, причины, типы. Антиинфляционная политика государства.
- 29. Деньги и денежная масса
- 30.Денежно-кредитная политика государства.
- Методы денежно-кредитной политики
- 31.Государственный бюджет: пути формирования и использования.Бюджетный диффицит.
- 32.Фискальная политика государства: цели, инструменты, основные формы.
- Налоги: понятие, виды, функции
- 34.Цикличность как форма развития рыночной экономики.