logo
ШПОРЫ на экзамен по ЭКО

24.Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция – тип рынка, сочетающий признаки монополии и признаки совершенной конкуренции.

Признаки:

  1. вход и выход из отрасли свободный

  2. товар дифференцирован

  3. каждая фирма производит товар своей марки, своего названия и монополизирует эту марку.

  4. у каждой фирмы свой круг покупателей и в пределах этого круга фирма диктует свои условия (некоторая локальная монополия).

Основные особенности:

  1. существует конкурентная борьба во всех мыслимых типах.

  2. выделяется 2 понятия: спрос на товар вообще DD и спрос на товар фирмы D *

DD = D * + D ** + D ***

При появлении нового товара спрос на товар вообще не меняется, а спросы на товары фирмы будут сдвигаться влево – тенденция сдвигаться влево.

  1. неустойчивость данного рынка (постоянное обновление товара).

  2. у каждой фирмы не только свой круг покупателей, но и своя цена.

Модель монополистической конкуренции похожа на модель монополии, условия оптимизации соответствуют условиям при монополии: MR = MC, условия функционирования в долгосрочном периоде жесткие:

а) есть прибыль, то она будет снижаться

б) если есть убытки, то они будут расти

в) если производство безубыточное, то оно перейдет в убыточное.

В любом случае фирме необходимо менять продукцию.

Каждая фирма продает продукцию, на которую существует много заменителей, дифференциация может быть связана с самим товаром, с местонахождением фирмы и т. д. В результате у каждого производителя или продавца складывается кривая спроса на его продукт. Т. к. входные барьеры на рынок отсутствуют, то до тех пор, пока будет возможным получать прибыль, фирмы, производящие аналогичные товары или их субституты, будут входить в отрасль. В результате кривые спроса всех фирм будут сдвигаться влево к началу координат до тех пор, пока в долгосрочном периоде экономическая прибыль каждой фирмы не окажется равной нулю