Рынок совершенной конкуренции и его основные признаки
Совершенная конкуренция — тип рынка, характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуальный продавец не может оказать какого-либо влияния на рыночную цену продукции; доступ на рынок свободный
Фирмы в условиях совершенной конкуренции должны быть малыми по сравнению с размерами рынка и не способными оказывать сколько-нибудь существенного влияния на цены, по которым они продают свои товары. Согласно модели совершенной конкуренции, построенной на допущении отсутствия монопольной власти, не только фирмы стремятся максимизировать прибыль, но и потребители тратят свои ограниченные ресурсы так, максимизировать удовлетворение от покупок. Именно на предположении о рациональном выборе основывается теоретический вывод об эффективности рынка с совершенной конкуренцией.
Под рынком совершенной конкуренции понимается рынок, на котором объемы продаж и закупок отдельных фирм и потребителей незначительны по сравнению с размером рынка.
Важен именно относительный, а не абсолютный размер фирмы, так как фирма может иметь большой объем продаж (в абсолютном выражении), но малую долю рынка и потому быть неспособной оказывать сколько-нибудь существенное влияние на рынок.
– цена товара задается самим рынком и не зависит от объема производства каждого отдельного производителя, т. к. доля его в общем объеме продаж низка;
– продаваемые на рынке товары абсолютно однородны.
– отсутствие барьеров для входа в данную сферу производства и выхода из нее;
–
Спрос, средняя и предельная выручка для отдельного продавца в условиях чистой конкуренции
полная мобильность факторов производства и свободный доступ к экономической информации.
Отсюда следует, что спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен. Если продавец превысит цену, сложившуюся на рынке, то он мгновенно лишится своей клиентуры, и объем его продаж снизится до нуля. Если же он понизит цену, то, имея ограниченный объем производства, он получит меньшую выручку (рис.). Поэтому продавцы на конкурентном рынке предпочитают придерживаться рыночной цены либо добровольно, либо принудительно (госрегулирование, рэкет)
Следовательно:
1. Конкурентная фирма может влиять на свой доход, только изменяя объем продаж.
2. Средняя выручка (average revenue – АR) продавца – выручка, приходящаяся на единицу проданного товара. В условиях чистой конкуренции средняя выручка равна цене товара AR = = TR / Q = P.
3. Предельная выручка продавца (marginal revenue – MR) – прирост выручки, получаемый продавцом при продаже дополнительной единицы товара. В условиях чистой конкуренции MR равна цене товара (МR = Р).
-
Содержание
- Этапы развития экономической науки. Основные направления и школы.
- Предмет экономики и методы экономического анализа.
- Потребности и блага. Экономические и неэкономические блага.
- Предпринимательские способности (наиболее эффективно используют все факторы производства);
- Информация (совокупность знаний объектов или предметов).
- Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Кпв
- График производственных возможностей показывает:
- Хозяйственные системы и их типы.
- Условия возникновения рынка: общественное разделение труда и частная собственность.
- Происхождение, сущность и функции денег.
- Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса.
- Предложение. Факторы предложения. Закон предложения.
- Рыночное равновесие. Равновесная цена. Устойчивость рыночного равновеия.
- Эластичность спроса и предложения.
- 13.Понятие, основные принципы предпринимательства.
- 14.Фирма как субъект предпринимательской деятельности. Виды фирм
- 15.Организационно- экономические формы предпринимательской деятельности.
- Понятие издержек производства. Экономические и бухгалтерские издержки.
- 17. Постоянные и переменные и средние издержки производства.
- 18.Доходы и Прибыль фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Распределение прибыли.
- Понятие и типы рыночных структур.
- Рынок совершенной конкуренции и его основные признаки
- Монополия: понятие и причины возникновения.
- Последствия монополий. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика
- 23.Олигополия. Особенности конкурентной борьбы в условиях олигополии.
- 24.Монополистическая конкуренция.
- 25. Ввп как основной макроэкономический показатель
- 26. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос — совокупное предложение»
- 27.Безработица: формы, причины, измерение. Государственное регулирование занятости.
- Инфляция: сущность, причины, типы. Антиинфляционная политика государства.
- 29. Деньги и денежная масса
- 30.Денежно-кредитная политика государства.
- Методы денежно-кредитной политики
- 31.Государственный бюджет: пути формирования и использования.Бюджетный диффицит.
- 32.Фискальная политика государства: цели, инструменты, основные формы.
- Налоги: понятие, виды, функции
- 34.Цикличность как форма развития рыночной экономики.