logo
ШПОРЫ на экзамен по ЭКО

Рынок совершенной конкуренции и его основные признаки

Совершенная конкуренция — тип рынка, характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуальный продавец не может оказать какого-либо влияния на рыночную цену продукции; доступ на рынок свободный

Фирмы в условиях совершенной конкуренции должны быть малыми по сравнению с размерами рынка и не способными оказывать сколько-нибудь существенного влияния на цены, по которым они продают свои товары. Согласно модели совершенной конкуренции, построенной на допущении отсутствия монопольной власти, не только фирмы стремятся максимизировать прибыль, но и потребители тратят свои ограниченные ресурсы так, максимизировать удовлетворение от покупок. Именно на предположении о рациональном выборе основывается теоретический вывод об эффективности рынка с совершенной конкуренцией.

Под рынком совершенной конкуренции понимается рынок, на котором объемы продаж и закупок отдельных фирм и потребителей незначительны по сравнению с размером рынка.

Важен именно относительный, а не абсолютный размер фирмы, так как фирма может иметь большой объем продаж (в абсолютном выражении), но малую долю рынка и потому быть неспособной оказывать сколько-нибудь существенное влияние на рынок.

Отсюда следует, что спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен. Если продавец превысит цену, сложившуюся на рынке, то он мгновенно лишится своей клиентуры, и объем его продаж снизится до нуля. Если же он понизит цену, то, имея ограниченный объем производства, он получит меньшую выручку (рис.). Поэтому продавцы на конкурентном рынке предпочитают придерживаться рыночной цены либо добровольно, либо принудительно (госрегулирование, рэкет)

Следовательно: