logo
ШПОРЫ на экзамен по ЭКО

Монополия: понятие и причины возникновения.

Причины образования монополий:

Виды монополий

Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Характерные черты чистой монополии:

Естественная монополия

Потери эффективности при монополии:

  1. Перераспределения потребительского излишка в пользу монополии при ценовой дискриминации.

  2. Извлечение монопольной прибыли.

  3. Потери от неэффективного размещения ресурсов.

Измерение монопольной власти:

Коэффициент Лернера:

L = (P - MC) / P = 1/ E

Индекс Херфиндаля-Хиршмана:

IHH= S12 + S22 + S32 ……….+ Sn2,

где S –доля отд.фирмы на рынке