logo
1 Макроэкономика

11.1.7. Внешнеэкономическая либерализация

Внешнеэкономическая либерализация — это процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности (как внешней, так и внутренней). Она проявляется в том, что национализация сменилась приватизацией, в снижении субсидий отдельным отраслям экономики, в уменьшении государственного регулирования ТНК и стала главным направлением во внешнеэкономической политике в 50-е гг. XX в., заменив внешнеэкономический протекционизм. Например, многие страны в несколько раз снизили уровень таможенного обложения. В последние десятилетия происходит процесс либерализации международного движения капитала, охвативший развитые страны. В них либерализован как ввоз, так и вывоз капитала. Либерализованы и валютно-расчетные отношения, а валютный контроль сохраняется в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром.

В развивающихся станах и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация началась гораздо позже. Чтобы защитить свои отрасли экономики, неконкурентные на мировом рынке, эти страны устанавливают внешнеэкономические таможенные пошлины выше, чем в развитых странах, на 20—30%. Примером могут служить повышенные пошлины на ввоз в Россию подержанных иномарок, чтобы защитить неконкурентные не только на мировом, но и на внутреннем рынке продукты отечественного автомобилестроения. Намного ощутимее в этих странах государственное регулирование остальных форм международных экономических отношений. Но и в этих странах уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был в 70-х гг. XX в.

Сильны и другие проявления экономического протекционизма. Активно применяются не только высокие таможенные пошлины, но-и разнообразные нетарифные ограничения: квотирование импорта; антидемпинговое законодательство; правила оформления и оценки импортных товаров; технические стандарты и санитарные нормы. Все эти элементы экономического протекционизма являются иногда более эффективными барьерами для ограничения импорта, чем таможенные пошлины. В сочетании с тарифным таможенным регулированием они дают возможность осуществлять гибкие протекционистские меры по отношению к отдельным отраслям и сферам международной экономики. Даже в развитых странах существуют закрытые или ограниченные для приложения иностранного капитала отрасли и сферы: оборонная промышленность, транспорт и некоторые отрасли сферы услуг. Таким образом, даже во внешнеэкономической политике развитых стран с либерализацией экономики сочетается экономический протекционизм.