9.5. Синтез монетарной и фискальной политики
Государство, осуществляя политику воздействия на экономику в целях ее роста, как правило, не ограничивается только монетарными или фискальными методами. Неизбежно возникает процесс их сложного взаимодействия, особенно в случаях, когда проводимая фискальная политика вызывает дефицит государственного бюджета. Влияние дефицита государственного бюджета на процентную ставку и его потенциальное воздействие на монетарную политику показывает, что органы, проводящие фискальную и монетарную политику, должны координировать свои действия. Только в таком случае может быть обеспечена стабильность экономической системы в целом.
Синтез монетарной и фискальной политики называется стабилизационной политикой. Она поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, сглаживает колебания экономики, стимулируя ее в периоды спада и сдерживая в периоды подъема.
Стабилизационная политика включает в себя фискальную и монетарную политику. Первая регулирует налогообложение и государственные расходы, а вторая — предложение денег. Для того чтобы получить ожидаемый эффект от стабилизационной политики, необходимы согласованные действия в обеих ее составляющих при распределении полномочий и ответственности между проводящими ее органами власти.
Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйствующих субъектов, а они в свою очередь отражаются на ее результатах. Поэтому осуществляемая политика стабилизации должна быть предсказуема для хозяйствующих субъектов.
Стабилизационная политика проводится путем стратегии активизма. Такой политики придерживаются представители кейнсианско-го и неокейнсианского направлений. В то же время неоклассики считают ее бесполезной и предлагают установить долгосрочные правила экономической политики, заключающиеся в поддерживании определенного уровня роста денежной массы, дающего стабильность безинф-ляционного экономического роста, стабильность увеличения номинального национального дохода и сбалансированность бюджета по завершении экономического цикла.
Под стратегией активизма подразумевается активное регулирование рыночной экономики посредством проведения одновременно фискальной и денежно-кредитной политики. При этом она базируется на следующих постулатах:
-
невозможно самостоятельное перемещение экономики в точку долгосрочного равновесия совокупного спроса и совокупного предложения;
-
развитие экономики и последствия применяемой политики прогнозируемы;
-
необходима политическая поддержка правительства курса на долгосрочное равновесие экономики.
Последний пункт, как правило, не выполняется, поскольку от проводимой экономической политики зависит популярность власти и ее шансы на выборах. Поэтому правительство сосредоточивает свою деятельность на краткосрочных целях экономической политики, оставляя без должного внимания долгосрочную экономическую перспективу.
На результаты активистской экономической политики оказывает отрицательное влияние запаздывание принимаемых правительством решений, так называемые временные лаги. Различают следующие лаги:
-
внутренний — время от появления отклонения до внедрения решений по его ликвидации;
-
распознавания — время от момента появления отклонения до момента осознания необходимости принятия решения;
-
решения — время от момента осознания необходимости принятия решений до его принятия;
-
действия — время от момента принятия решения до момента начала внедрения;
-
внешний — время от начала внедрения решения до появления ощутимого результата в национальной экономике. Внешний лаг является достаточно продолжительным, причем в монетарной политике он длиннее, чем в фискальной.
При проведении монетарной политики внутренний лаг незначителен, так как финансовая информация распространяется быстро и легко доступна, при проведении фискальной политики — весьма значителен, так как, например, принятие решения об отмене или введении того или иного налога осуществляется законодательным путем.
Существование временных лагов заставляет проводить экономическую политику на основе прогнозов. При ошибке в прогнозах принимаемые меры могут привести к дестабилизации в экономике. Если отклонения малы и носят временный характер, то активистскую политику лучше не применять.
- Глава 6 экономический рост 76
- Глава 7 государственное регулирование экономики 85
- Глава 8 фискальная политика государства 94
- Глава 9 монетарная политика 114
- Глава 10 социальная политика государства 132
- Глава 11 мировое хозяйство и международные экономические отношения 141
- Глава 1 введение в макроэкономику
- 1.1. Предмет и методы макроэкономики
- 1.2. Национальная экономика и мировое хозяйство
- 1.3. Основные теоретические концепции макроэкономического мира
- 1.4. Макроэкономические модели и их виды
- 1.5. Макроэкономический оборот продуктов, ресурсов и доходов
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Глава 2 измерение национального объема производства
- 2.1. Система национального счетоводства. Классификация счетов снс
- 2.2. Система макроэкономических показателей
- 2.3. Показатели уровня цен и индексы цен. Социальные показатели. Процентная ставка
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- Глава 3 макроэкономические рынки
- 3.1. Сущность рынка и механизм его функционирования
- 3.2. Рынок благ (товарный рынок)
- 3.3. Рынок труда и механизм его действия
- 3.4. Финансовый рынок и его составляющие
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Глава 4 макроэкономическое равновесие
- 4.1. Понятие и виды макроэкономического равновесия
- 4.2. Совокупный спрос и совокупное предложение
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- Глава 5 макроэкономическое неравновесие
- 5.1. Цикличность экономического развития
- 5.1.1. Типология экономических циклов
- 5.1.2. Фазы экономического цикла
- 5.2. Инфляция
- 5.2.1. Виды инфляции
- 5.2.2. Последствия инфляции
- 5.2.3. Антиинфляционная политика правительства
- 5.3 Безработица. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- 5.3.1. Виды безработицы
- 5.3.2. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- 5.4. Государственное регулирование рынка труда
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Глава 6 экономический рост
- 6.1. Сущность и типы экономического роста
- 6.2. Измерение темпов экономического роста
- 6.3. Модели экономического роста
- 6.3.1. Модели экономического роста р. Солоу
- 6.3.2. Модель экономического роста Харрода—Домара
- 6.4. Регулирование экономического роста и его последствия
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Глава 7 государственное регулирование экономики
- 7.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику
- 7.2. Цели и задачи государственного регулирования
- 7.3. Методы и инструменты государственного регулирования
- 7.4. Роль государства в переходной экономике
- 7.5. Пределы государственного вмешательства в экономику
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Глава 8 фискальная политика государства
- 8.1. Бюджетно-налоговая политика и ее виды
- 8.2. Структура и функции государственного бюджета
- 8.3. Налоговая система3
- 8.3.1. Характерные черты и признаки налога
- 8.3.2. Фискальная функция налогообложения
- 8.3.3. Распределительная (социальная) функция налогообложения
- 8.3.4. Регулирующая (экономическая) функция налогообложения
- 8.3.5. Классификация налогов
- 8.3.6. Принципы и механизмы налогообложения
- 8.4. Бюджетный дефицит. Государственный долг
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Глава 9 монетарная политика
- 9.1. Деньги и денежная масса
- 9.1.1. Электронные средства платежа
- 9.2. Кредитная система государства
- 9.3. Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики
- 9.4. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике
- 9.5. Синтез монетарной и фискальной политики
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Глава 10 социальная политика государства
- 10.1. Доходы населения и их виды
- 10.2. Государственное регулирование доходов населения
- 10.3. Система социальной поддержки и защиты населения
- 10.3.1. Уровень жизни населения
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Глава 11 мировое хозяйство и международные экономические отношения
- 11.1. Взаимосвязь национальной экономики и мирового хозяйства
- 11.1.1. Формы международных экономических отношений
- 11.1.2. Интернационализация хозяйственной жизни
- 11.1.3. Транснационализация хозяйственной деятельности
- 11.1.4. Глобализация мирового хозяйства
- 11.1.5. Регионализация экономики
- 11.1.6. Международная экономическая интеграция
- 11.1.7. Внешнеэкономическая либерализация
- 11.1.8. Открытая и закрытая экономика
- 11.2. Международные торговые отношения
- 11.2.1. Сущность и основные этапы развития мировой торговли
- 11.2.2. Ценообразование на мировом товарном рынке
- 11.2.3. Теории международной торговли
- 11.2.4. Политика государства во внешней торговле
- 11.2.5. Участие России в мировой торговле
- 11.3. Международное движение капитала
- 11.3.1. Масштабы и динамика международного движения капитала
- 11.3.2. Инвестиционный климат и инвестиционные риски
- 11.3.3. Снижение рисков
- 11.3.4. Особенности международного движения капитала в России
- 11.4. Мировая валютная система
- 11.4.1. Валюта и валютные курсы
- 11.4.2. Факторы, определяющие валютные курсы
- 11.4.3. Национальная валютная политика на примере России
- 11.4.4. Валютный рынок России
- 11.4.5. Динамика валютного курса рубля и ее регулирование
- Контрольные вопросы
- Ответы к тестам
- Словарь терминов
- Литература
- Тематика курсовых работ по дисциплине «Макроэкономика»
- Государственное регулирование рынка труда.
- Доходы населения и их виды.
- Примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу «Макроэкономика»
- Основные теоретические концепции макроэкономического мира.
- Макроэкономические модели и их виды.
- Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Классификация налогов.
- Бюджетный дефицит. Государственный долг.
- Доходы населения и их виды.