logo
1 Макроэкономика

Глава 11 мировое хозяйство и международные экономические отношения 141

11.1. Взаимосвязь национальной экономики и мирового хозяйства 141

11.1.1. Формы международных экономических отношений 142

11.1.2. Интернационализация хозяйственной жизни 143

11.1.3. Транснационализация хозяйственной деятельности 144

11.1.4. Глобализация мирового хозяйства 145

11.1.5. Регионализация экономики 145

11.1.6. Международная экономическая интеграция 145

11.1.7. Внешнеэкономическая либерализация 146

11.1.8. Открытая и закрытая экономика 146

11.2. Международные торговые отношения 147

11.2.1. Сущность и основные этапы развития мировой торговли 147

11.2.2. Ценообразование на мировом товарном рынке 148

11.2.3. Теории международной торговли 148

11.2.4. Политика государства во внешней торговле 151

11.2.5. Участие России в мировой торговле 152

11.3. Международное движение капитала 154

11.3.1. Масштабы и динамика международного движения капитала 155

11.3.2. Инвестиционный климат и инвестиционные риски 156

11.3.3. Снижение рисков 157

11.3.4. Особенности международного движения капитала в России 157

11.4. Мировая валютная система 158

11.4.1. Валюта и валютные курсы 160

11.4.2. Факторы, определяющие валютные курсы 163

11.4.3. Национальная валютная политика на примере России 165

11.4.4. Валютный рынок России 166

11.4.5. Динамика валютного курса рубля и ее регулирование 167

Контрольные вопросы 168

Тесты 168

Ответы к тестам 170

Словарь терминов 175

ЛИТЕРАТУРА 185

Тематика курсовых работ по дисциплине «Макроэкономика» 186

Примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу «Макроэкономика» 188

От авторов

Анне Владимировне Балабановой посвящается

Настоящее издание представляет собой краткое изложение одной из важнейших экономических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях, — макроэкономики. Макроэкономика — это отрасль экономической науки, которая изучает, как функционирует народное хозяйство в целом, как государство реализует свою экономическую политику. Эти знания необходимы не только образованному человеку независимо от профессии, но и каждому гражданину страны, осуществляющему экономическую деятельность.

Любое предприятие функционирует в условиях сложной и постоянно изменяющейся внешней среды. Каждый предприниматель в целях снижения рисков должен учитывать внешние факторы, оказывающие воздействие на его бизнес. К таким факторам относятся: совокупный спрос и предложение, определяющие состояние экономики страны; уровень инфляции; положение на рынке труда; налогообложение; состояние мировой экономики; валютные курсы; государственная экономическая политика и многие другие. Все эти внешние по отношению к фирме факторы называют макроэкономическими. Изменить их предприниматель не в состоянии, но он может учитывать их влияние в своей деятельности и таким путем минимизировать возможные риски и с успехом использовать возникающие позитивные обстоятельства.

Макроэкономику преподают не только в экономических вузах, но и в технических, медицинских, педагогических институтах. При этом предмет может называться не макроэкономикой, а просто «экономика», «основы экономики» или как-либо еще, но суть от этого не меняется. Изучая данную дисциплину, студенты, т.е. будущие специалисты и руководители, приобретают знания о том, как действует рыночный механизм на уровне национальной и мировой экономики, как рассчитываются макроэкономические показатели и какова их динамика в ходе экономического роста и на разных фазах экономического цикла.

Еще во времена великого английского экономиста Адама Смита, одного из родоначальников классической политической экономии, т.е. науки, изучающей законы и категории экономики, изучение последней стало обязательной составной частью образования молодых людей.

В наше время потребность в образовании, в том числе в экономическом, значительно возросла. Многие молодые люди приобщаются к высшему образованию уже в школьном возрасте. Это осуществляется путем обучения по различным довузовским программам, когда ученики 10 и 11 классов в свободное от уроков время под руководством институтских преподавателей изучают предметы, которые студенты проходят на первом курсе, чтобы при поступлении в институт сразу перейти на второй курс. Широко развита в наши дни и система заочного, в том числе дистанционного, образования, включая второе высшее образование, где лица, работающие на предприятиях, а также руководители и владельцы бизнеса изучают предметы самостоятельно по утвержденной программе в менее глубоком объеме, чем на дневной форме обучения вузов.

Перечисленным категориям читателей, изучающим макроэкономику в сокращенном объеме, часто трудно разобраться в достаточно сложных графических и математических моделях, описывающих экономические явления. Подспорьем в таком случае ему может служить настоящее учебное пособие, где в сжатом, структурированном виде изложены основные темы макроэкономики, которые необходимо знать будущим экономистам. Оно также может быть интересно другим читателям, не связанным в силу своей профессии с макроэкономикой, но интересующимся проблемами, стоящими перед национальной и мировой экономикой.

Данное учебное пособие включает авторский курс по дисциплине «Макроэкономика», а также отдельные элементы лекционных курсов по дисциплинам «Мировая экономика», «Политика доходов и заработной платы», «История экономических учений», которые преподаются в вузах. При подготовке этого издания был использован широкий круг источников — переводных и отечественных работ в области экономики, а также методические разработки авторов.

Авторы настоящего издания — кандидаты экономических наук, доценты, преподаватели Российской академии предпринимательства и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ) —Е.А. Марыганова и С.А. Шапиро благодарны рецензентам — заслуженному деятелю науки РФ, доктору экономических наук, профессору В.А. Шаховому и заведующей кафедрой экономической теории и предпринимательства Российской Академии предпринимательства, доктору экономических наук М.Л. Лезиной за ценные замечания и рекомендации.

Авторы признательны своим студентам, которые первыми могли оценить содержательность, логику и доступность учебного курса, положенного в основу данного издания, и надеются, что оно послужит высоким целям, стоящим на современном этапе перед российским менеджментом и системой экономического образования.

Марыганова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Автор ряда учебных курсов по экономическим дисциплинам, в том числе «Макроэкономика», «История экономических учений», «Мировая экономика». Автор нескольких учебных пособий по экономической теории, истории экономики, социальной рыночной экономике, макроэкономике, мировой экономике, теории налогов и налогообложения.

Шапиро Сергей Александрович, кандидат экономических наук, доцент Российской Академии предпринимательства, декан факультета дистанционного обучения. Автор научных и учебно-методических трудов по вопросам экономики и менеджмента, в том числе «Налоги и налогообложение в национальной экономике» (2003); «Управление человеческими ресурсами» (2005); «Организационное поведение» (2005); «Мотивация^рудовой деятельности» (2006); «Сколько стоит труд?» (2007).