logo
1 Макроэкономика

7.5. Пределы государственного вмешательства в экономику

Государственное регулирование, встроенное в хозяйственный механизм капиталистического общества, привело к быстрому росту общественного производства, более или менее умеренной безработице, заметному повышению уровня и качества жизни населения, смягчению противоречий и достаточной социальной стабильности. Государственно-регулируемый социально ориентированный рыночный капитализм благодаря этим достижениям выгодно отличается от стихийного капитализма свободной конкуренции.

В то же время границы эффективности государственного регулирования не могут получить количественной оценки, так как зависят от многих аспектов. Например, зависящая от эффективного государственного регулирования социальная стабильность в обществе не имеет однозначных количественных параметров.

Противники активного государственного вмешательства в экономику указывают на его возможные негативные черты:

■ дороговизну (необходимы значительные ресурсы для содержания бюрократического аппарата);

■ возможность принятия ошибочных решений вследствие либо недостаточной информации, либо лоббирования;

Эффективность государственного регулирования далеко не безгранична. Оно не может преодолеть цикличность экономики, порождающую при спаде и депрессии тяжелые экономические последствия. Государство не может полностью обеспечить приемлемого социально терпимого уровня безработицы и тем более полной занятости самодеятельного населения. Цели магического четырехугольника во многом противоречат друг другу, что проявилось в 50—70-х гг. XX в., когда неокейнсианская модель государственного регулирования, имевшая своим следствием быстрый экономический рост и резкое повышение уровня занятости в большинстве развитых стран, одновременно привела к постепенному вызреванию бюджетного кризиса и взлету инфляции. С конца 70-х гг. в странах Запада стало осуществляться дерегулирование экономики, основанное на неоконсервативных концепциях. Оно включает три основных аспекта:

  1. распродажу части государственной собственности, принесшей, например, в бюджет США 40 млрд дол.;

  2. установление режима жесткой экономии бюджетных расходов;

  3. уменьшение налогов в целях повышения их собираемости и стимулирования экономического роста.

Несмотря на то что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение не свойственных ему функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы, снижению предпринимательских основ хозяйствования и, как следствие,— повышению социального иждивенчества.